Использование интерактивных образовательных технологий для повышения мотивации обучения

Беззубенко Светлана Анатольевна, учитель географии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №19 г.Томска

depositphotos 62059749 stock photo man with a ship steering

В условиях обновления всех сфер общества, гуманизации и демократизации системы образования особенно важным становится внимание к личности в процессе обучения, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться. Следуя потребностям современного общества, обучающимся необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях. На такой результат направлена модернизация российского образования, ФГОС основного общего образования. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов.

Формирование функциональной, естественнонаучной грамотности, оценка овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками являются объектами мониторинга качества образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA). Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса в школе в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом является широкое использование в учебном процессе системно-деятельностного подхода, активных и интерактивных форм обучения. Поэтому задача учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – становлению и развитию личности ребенка в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Анализ использования современных образовательных технологий показывает, что интерактивная, игровая и информационно-коммуникационная технологии являются эффективными инновационными технологиями, которые значительно повышают уровень активности и самостоятельности обучающихся, внутреннюю мотивацию школьников, учат работать в команде, развивают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, позволяют направить усилия учеников на достижение значимого для них результата.

Для мотивации успешности школьников я разрабатываю разные формы уроков географии с применением интерактивных образовательных технологий и ЭОР (электронных образовательных ресурсов):

  • «Морской бой» по теме «Великие путешественники» для 5-9 классов;
  • урок-соревнование «Литосфера» для 6 класса,
  • уроки-путешествия «Гидросфера» для 6 класса, «Геотропа» по теме «Природа России» для 8 класса;
  • «Что? Где? Когда?» по теме «Страны Азии» для 11 класса;
  • «Своя игра. География материков» для 7 класса.

chgk litos darts pole

Использование интерактивных технологий повышает качество знаний, стимулирует творческие процессы, содействует развитию интереса к учению, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, способствует разрядке напряженности и психологической устойчивости. Интерактивные дидактические игры по географии имеют чётко поставленную цель обучения и результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Наиболее эффективной разработанной и апробированной формой уроков с применением интерактивной, ИКТ и игровой технологий являются уроки обобщающего повторения по географии материков в 7 классе. Для этих уроков созданы ЭОР «Своя игра. География материков». Медиа-игры содержат контрольно-диагностический материал по географии материков и выполнены в форме мультимедийных презентаций. В ходе игры школьники самостоятельно выбирают тему и сложность вопроса, что позволяет каждому ученику побывать в ситуации успеха. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Главная цель использования интерактивных ЭОР – создание благоприятных условий для развития метапредметных знаний и умений, мотивации успешности школьников, закрепление, обобщение и систематизация знаний обучающихся о природе и населении материков на основе использования интерактивных, ИКТ и игровой технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать целостную картину мира в сознании обучающихся;
  • закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о природе и населении материков;
  • формировать информационную культуру и компетентность обучающихся;
  • способствовать эффективному усвоению учебного материала;

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • стимулировать учебную мотивацию и интерес обучающихся к предметам: география и информатика;
  • отрабатывать навыки работы с тематическими картами, с текстом;
  • развивать географическое мышление, устную речь, память, логику и внимание;
  • развивать навыки рефлексии, анализа, критичности мышления и самооценки у обучающихся;
  • развивать готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства прекрасного на основе знаний об окружающей природе;
  • повышать уровень активности и самостоятельности обучающихся;
  • содействовать воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы.
  • формировать у обучающихся умение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Уроки обобщения знаний в форме «Своей игры» с использованием интерактивных ЭОР важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения. Практически все школьники оказываются вовлеченными в процесс познания. Важно, что они понимают и рефлексируют по поводу того, что знают и думают. Такое взаимодействие обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Учащиеся развивают монологическую устную речь, вырабатывают навыки коллективной работы, взаимной оценки, учатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В игре мотивация приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений. Общение школьников в игровых ситуациях даёт им ощущение реальности, вносит иронию, шутку, усиливает мотивацию к успешной учебной деятельности. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (анимация, звук, качественные иллюстрации, интерактивные задания) процесс обучения становится более эффективным и интересным. Информационно-коммуникативные технологии значительно экономят время на уроке, повышают уровень наглядности в ходе обучения, оживляют учебный процесс.

Учащиеся с удовольствием включаются в работу по подготовке игр, сами становятся игротехниками. У них развивается и реализуется творческий потенциал, формируются навыки коллективной работы. При подготовке к урокам обобщающего повторения учащиеся самостоятельно составляют задания по материкам, океанам, природным зонам, придумывают конкурсы, в сети Интернет находят иллюстративный и дополнительный материал к уроку, создают свои электронные версии игры («Страны мира», «Природа России», «Природные зоны материков»).

Использование интерактивных технологий повышает мотивацию обучения, имеет практическую и продуктивную направленность, развивающую эмоциональный, интеллектуальный, смыслотворческий опыт учащихся, ведет к снижению трудозатрат обучающихся и учителя.

Морской бой "Великие путешественники"

Своя игра "Австралия"

Инструкция по разработке и использованию интерактивной игры в Power Point на примере «Своей игры»

Скан-копия рецензии

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
29.01.2023
14:26
Ильна Евгения Валерьевна
Мастер-класс по теме: «Использование интерактивных образовательных технологий для повышения мотивации обучения». С самых первых минут Светлана Анатольевна сумела заинтересовать темой, мотивировала на продуктивную деятельность. Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Интересные игры представлены Светланой Анатольевной, которые можно использовать на уроках географии. Особое внимание заслуживает алгоритм по разработке и применению игр. Материал очень интересный. Очень понравились игры: "Морской бой", морской бой "Великие путешественники", своя игра "Австралия". Выражаю огромную благодарность за полезный мастер-класс. На всех этапах мастер-класса четко и доступно изложены и продемонстрированы действия по заданной теме и техника выполнения каждого этапа манипуляций. Спасибо, что делитесь опытом!
ответить
09.12.2022
11:35
Варавина Наталия Владимировна
Актуальный, интенсивный и насыщенный мастер-класс. Интерактивные образовательные технологии обладают массой преимуществ в руках грамотного педагога. Интересные игры представлены в данном мастер-классе, которые можно использовать не только на уроках географии, но и во внеурочной развивающей деятельности. Особенно ценна, на мой взгляд, инструкция по разработке и использованию интерактивной игры. Спасибо, что делитесь опытом!
ответить
26.02.2022
21:42
Михеева Лариса Петровна
Здравствуйте.Спасибо за интересный материал. Познавательно и эффективно-наглядно представлено представлен морской бой "Великие путешественники" и своя игра "Австралия". Для детей такая форма доступна, наглядна и очень понятна. Дальнейших вам успехов!!!
ответить
03.11.2021
20:25
Мисан Светлана Анатольевна
Спасибо вам за представленный материал. Очень понравилась игра "Морской бой". Замечательно, что вы привлекаете учащихся к разработке заданий и материалов по различным темам. Безусловно такой вид деятельности повышает мотивацию у учащихся к обучению.
ответить
27.09.2021
09:53
Богомолова Ирина Сергеевна
Светлана Анатольевна! Хочется выразить Вам огромную благодарность за полезный мастер-класс. Вы познакомили нас с тем, как можно в увлекательной форме преподнести детям любую информацию. Очень важно, что данную технологию можно применить на любом уроке. Успехов и вдохновения Вам в дальнейшей работе.
ответить
16.09.2019
23:51
Тарасов Олег Александрович
Добрый вечер! Светлана Анатольевна, спасибо за очень интересный и наглядный материал! Мне понравилось, что вы так подробно поделились своим опытом применения ИКТ на уроках. Понравилась очень подробная инструкция по разработке и использованию интерактивной игры в Power Point, обязательно заимствую ваш опыт и применю в своей практике. Я постоянно ищу новые возможности в Power Point, благодаря вам и в целом образовательному сайту ТГПУ, я за последние пол года сильно расширил навыки применения продуктов, созданных в Power Point. Планирую расширить ваш вариант Своя игра, сделав её по истории.
ответить
11.08.2019
01:08
Потапова Марина Вячеславовна
Светлана Анатольевна! Огромное спасибо за ваш мастер-класс "Использование интерактивных образовательных технологий для повышения мотивации обучения". Мне как молодому специалисту было очень интересно. Всё очень доступно и понятно. Сейчас как раз готовлюсь к аттестации и благодаря, просмотренному материалу будет проще в написании справки об ИКТ. Спасибо вам!
ответить
01.06.2019
23:59
Аверьянова Наталья Николаевна
Светлана Анатольевна спасибо за мастер-класс- "Использование интерактивных образовательных технологий для повышения мотивации обучения». Уже не первый год стараюсь применять интерактивные технологии в своей работе, ищу новые формы. Согласна, что интерактивные формы нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации. Я применяю их еще и потому, что идет формирование коммуникативных навыков и презентационных умений. Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само– и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем. В режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п. Вы представили разнообразные, очень интересные формы проведения уроков. Буду использовать в работе.
ответить
17.04.2019
09:18
Стефанова Анна Владимировна
Здравствуйте Светлана Анатольевна. Я учитель химии гимназии №56 города Томска, как и вы являюсь фанатом по использованию в своей работе интерактивных технологий. Я согласна с вами, что использование ИКТ повышает интерес у школьника, увеличивает его мотивацию к изучению предметов географии и химии, и других предметов, на которых не изучается информатика как говорится "в чистом виде". Но использование нового компьютерного оборудования, так же оптимизирует процесс обучения, позволяет, например, на уроках провести лабораторные и практические работы на более высоком уровне. А так же выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика не зависимо от его профиля. В педагогической деятельности наиболее эффективными методами преподавания учебных предметов, является продуктивное обучения. На мой взгляд, именно применение ИКТ технологий способствует развитию именно продуктивного обучения. Я очень рада, что как и Вы вхожу в группу учителей, которые не стоят на месте в поисках разных подходов для преподавания предметов. Считаю, что учитель ,который использует ИКТ на уроках и во внеурочное время идет в ногу со временем, а его методика соответствует требованиям ФГОС.
ответить
10.04.2019
10:06
Макаревич Наталья Юрьевна
Светлана Анатольевна, я присоединяюсь ко всем положительным отзывам коллег. Инструкция по разработке и использованию интерактивной игры - подробная, доступная и наглядная, то есть идеальный рецепт создания собственного продукта. С интересом познакомилась и с Вашими продуктами - презентациями, так как в своё время очень не любила и не понимала географию, однако, если бы мне представляли материал в такой форме, то ситуация была бы совсем иной. Поэтому на собственном ученическом опыте подтверждаю необходимость создания для школьников дополнительной мотивации и несомненное преимущество использования с данной целью ИКТ. При этом подключение самих детей к разработке данных презентаций - это, безусловно, очень эффективный педагогический приём, позволяющий решать целый комплекс задач, в том числе повысить их информационную компетентность. Хочу отдельно отметить игру "Морской бой" - яркая, стильная, образная (чрезвычайно милый дельфин), с замечательно подобранными звуковыми эффектами, однако я к вопросам про Северный Ледовитый океан, Антарктиду, Южный и Северный полюс выбрала бы несколько иные картинки, возможно, с льдинами, айсбергами и др. Между тем, это сказывается мой опыт коррекционной работы с дошкольниками, для которых это важно, со школьниками это может быть совсем не актуально. Примите от меня отдельную благодарность за стимуляцию своим мастер-классом моей творческой активности и раскрытия дополнительных возможностей такой казалось бы совсем простой программы.
ответить
04.01.2019
04:25
Дьячкова Наталья Анатольевна
Здравствуйте, Светлана Анатольевна! С интересом познакомилась с Вашим мастер-классом. Игра всегда интересна учащимся любого возраста, особенно интерактивная. Благодаря игровым технологиям лучше усваивается материал, повышается познавательная активность и мотивация к обучению учащихся. В своей практике тоже использую такие игры, созданные в программе Microsoft PowerPoint, на уроках обобщения и закрепления знаний, во внеурочной деятельности. Вам большое спасибо за инструкцию, которая подробно знакомит с созданием самой главной части интерактивной игры – «пульта» с кнопками. Считаю, что Ваш материал будет востребован среди педагогов, так как в настоящее время уделяется огромное внимание интерактивным средствам обучения.
ответить
23.11.2018
01:44
Катаева Ольга Юрьевна
Светлана Анатольевна, меня заинтересовал Ваш мастер-класс. Действительно, повышение мотивации - проблема, актуальная для всех учителей. Игровые технологии повышают познавательную активность учащихся, пробуждают интерес к предмету, урок проходит на одном дыхании. Представленные Вами материалы можно использовать на различных предметах. Спасибо,буду использовать!
ответить
27.10.2018
18:00
Кирюшина Ольга Владимировна
Светлана Анатольевна спасибо за мастер-класс- "Использование интерактивных образовательных технологий для повышения мотивации обучения». Уже не первый год применяю интерактивные технологии в своей работе. Обучение становится интересным и занимательным. Внимательно изучила инструкцию по разработке и использованию интерактивной "Своей игры". обязательно буду применять её в своей работе.
ответить
23.10.2018
14:10
Волков Андрей Анатольевич
Светлана Анатольевна, представленная Вами работа действительно упрощает работу учителя-предметника. Данный разработки могут быть актуальны в использовании как на уроке географии, так и истории. На мой взгляд предложенный Вами алгоритм создания данной разработки прост в усвоении и доступен многим учителям в применении. Спасибо!
ответить
31.03.2018
20:20
Стрельникова Нина Павловна
Светлана Анатольевна, огромное спасибо за ваш мастер класс – «Использование интерактивных образовательных технологий для повышения мотивации обучения». Я в этом году только начала делать подобные презентации и могу точно сказать, что это большой труд для начинающих, и он сложный, по времени долгий. Вы его прошли и разработали замечательные путешествия, игры, соревнования, которые повышают мотивацию к предмету, делаю его привлекательным, а это самое главное в процессе обучения. А игровой и соревновательный момент создают атмосферу радости пребывания на занятии, возможность почувствовать себя успешным. Хороших вам учеников, сил и времени на новые разработки! Обязательно посоветую взять ваши разработки нашим педагогам по географии.
ответить
25.02.2018
13:50
Малец Галина Петровна
Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Спасибо за актуальный мастер-класс. Действительно, без мотивации все усилия напрасны. Уже не один год в образовании применяются интерактивные образовательные технологии. Интересно наблюдать, как эти технологии применяют у себя на уроках преподаватели предметники. Спасибо за пошаговую инструкцию по созданию игры. Применение ее экономит время по созданию собственной игры. Спасибо еще раз за практический мастер-класс!
ответить
08.02.2018
17:44
Лазарева Светлана Викторовна
Светлана Анатольевна, добрый день. Большое спасибо за содержательный мастер-класс! Совершенно согласна с Вами, сейчас применение интерактивных технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала, делает урок интересным для учеников. Если обучение становится интересным, то повышается мотивация учеников, растет общая эффективность образовательного процесса.Сейчас практически все кабинеты школ оснащены интерактивными досками,а педагог с их помощью может взаимодействовать с учащимися в онлайн-режиме в течение всего занятия. Ваша инструкция по созданию игры помогает намного упростить процесс творчества и экономит время. Хочу отметить грамотное и доступное изложение материала. Спасибо еще раз за Ваш труд. Творческих успехов!
ответить
07.02.2018
18:38
Капишникова Галина Фёдоровна
Светлана Анатольевна, вот теперь получилось, скачала Ваши разработки и посмотрела! Все выполнено на высоком уровне, обязательно попробую сделать по Вашему образцу "Морской бой" по какой-нибудь теме, такой вид игры я еще не делала! "Своя игра" по Австралии получилась очень познавательной, ведь материк интересный, но часов на его изучение маловато отводится, а в таком виде школьникам и запомнится материал лучше, и интерес возрастет. Я бы с удовольствием познакомилась и с другими Вашими разработками, которые вы привели здесь в виде изображений титульных слайдов, если это возможно. Хочется Вам порекомендовать познакомиться с моей подобной разработкой "Эрудиты планеты Земля" (тоже в формате "Своей игры"), которая опубликована здесь же на сайте https://planetatspu.ru/publications?p=8 . Спасибо Вам и дальнейших творческих успехов!
ответить
07.02.2018
10:35
Капишникова Галина Фёдоровна
Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Очень понравился Ваш мастер-класс! Согласна с Вами, что интерактивные ЭОР повышают мотивацию школьников к обучению и способствую эффективному усвоению учебного материала. Действительно, игры или другие интерактивные задания помогают ученикам в учёбе, делают её интересной, увлекательной, запоминающшейся. Я также использую такие авторские разработки на уроках географии. Кроме этого, учащимся интересно самим создавать различные проекты в виде интерактивных презентаций, что мы и осуществляем в проектной деятельности. Очень хотелось посмотреть ваши разработки, но, к сожалению, они не открываются и не доступны для скачивания (может быть, это только у нас ввиду небольшой скорости интернета!). Инструкция открылась, хочу отметить. что она будет очень полезна тем педагогам. которые пока не умеют пользоваться такими инструментами презентации. Спасибо за информативный и практически значимый мастер-класс!
ответить
07.02.2018
14:48
Беззубенко Светлана Анатольевна
Галина Федоровна, спасибо за высокую оценку мастер-класса. Ссылки на игры исправила, попробуйте скачать еще раз.
05.02.2018
20:35
Макарова Наталья Куприяновна
Добрый вечер, Светлана Анатольевна! Мотивация, действительно, очень важна в нашем трудном, но важном деле.Спасибо за пошаговые инструкции. Всё легко и понятно. Я раньше только пользовалась подобными презентациями, теперь есть возможность самой создать игру.
ответить