Использование интерактивных образовательных технологий для повышения мотивации обучения
Беззубенко Светлана Анатольевна, учитель географии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №19 г.Томска |
В условиях обновления всех сфер общества, гуманизации и демократизации системы образования особенно важным становится внимание к личности в процессе обучения, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться. Следуя потребностям современного общества, обучающимся необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях. На такой результат направлена модернизация российского образования, ФГОС основного общего образования. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов.
Формирование функциональной, естественнонаучной грамотности, оценка овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками являются объектами мониторинга качества образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA). Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса в школе в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом является широкое использование в учебном процессе системно-деятельностного подхода, активных и интерактивных форм обучения. Поэтому задача учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – становлению и развитию личности ребенка в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Анализ использования современных образовательных технологий показывает, что интерактивная, игровая и информационно-коммуникационная технологии являются эффективными инновационными технологиями, которые значительно повышают уровень активности и самостоятельности обучающихся, внутреннюю мотивацию школьников, учат работать в команде, развивают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, позволяют направить усилия учеников на достижение значимого для них результата.
Для мотивации успешности школьников я разрабатываю разные формы уроков географии с применением интерактивных образовательных технологий и ЭОР (электронных образовательных ресурсов):
- «Морской бой» по теме «Великие путешественники» для 5-9 классов;
- урок-соревнование «Литосфера» для 6 класса,
- уроки-путешествия «Гидросфера» для 6 класса, «Геотропа» по теме «Природа России» для 8 класса;
- «Что? Где? Когда?» по теме «Страны Азии» для 11 класса;
- «Своя игра. География материков» для 7 класса.
Использование интерактивных технологий повышает качество знаний, стимулирует творческие процессы, содействует развитию интереса к учению, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, способствует разрядке напряженности и психологической устойчивости. Интерактивные дидактические игры по географии имеют чётко поставленную цель обучения и результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Наиболее эффективной разработанной и апробированной формой уроков с применением интерактивной, ИКТ и игровой технологий являются уроки обобщающего повторения по географии материков в 7 классе. Для этих уроков созданы ЭОР «Своя игра. География материков». Медиа-игры содержат контрольно-диагностический материал по географии материков и выполнены в форме мультимедийных презентаций. В ходе игры школьники самостоятельно выбирают тему и сложность вопроса, что позволяет каждому ученику побывать в ситуации успеха. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
Главная цель использования интерактивных ЭОР – создание благоприятных условий для развития метапредметных знаний и умений, мотивации успешности школьников, закрепление, обобщение и систематизация знаний обучающихся о природе и населении материков на основе использования интерактивных, ИКТ и игровой технологий.
Задачи:
Образовательные:
- формировать целостную картину мира в сознании обучающихся;
- закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о природе и населении материков;
- формировать информационную культуру и компетентность обучающихся;
- способствовать эффективному усвоению учебного материала;
Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- стимулировать учебную мотивацию и интерес обучающихся к предметам: география и информатика;
- отрабатывать навыки работы с тематическими картами, с текстом;
- развивать географическое мышление, устную речь, память, логику и внимание;
- развивать навыки рефлексии, анализа, критичности мышления и самооценки у обучающихся;
- развивать готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Воспитательные:
- воспитывать чувства прекрасного на основе знаний об окружающей природе;
- повышать уровень активности и самостоятельности обучающихся;
- содействовать воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы.
- формировать у обучающихся умение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Уроки обобщения знаний в форме «Своей игры» с использованием интерактивных ЭОР важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения. Практически все школьники оказываются вовлеченными в процесс познания. Важно, что они понимают и рефлексируют по поводу того, что знают и думают. Такое взаимодействие обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Учащиеся развивают монологическую устную речь, вырабатывают навыки коллективной работы, взаимной оценки, учатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В игре мотивация приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений. Общение школьников в игровых ситуациях даёт им ощущение реальности, вносит иронию, шутку, усиливает мотивацию к успешной учебной деятельности. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (анимация, звук, качественные иллюстрации, интерактивные задания) процесс обучения становится более эффективным и интересным. Информационно-коммуникативные технологии значительно экономят время на уроке, повышают уровень наглядности в ходе обучения, оживляют учебный процесс.
Учащиеся с удовольствием включаются в работу по подготовке игр, сами становятся игротехниками. У них развивается и реализуется творческий потенциал, формируются навыки коллективной работы. При подготовке к урокам обобщающего повторения учащиеся самостоятельно составляют задания по материкам, океанам, природным зонам, придумывают конкурсы, в сети Интернет находят иллюстративный и дополнительный материал к уроку, создают свои электронные версии игры («Страны мира», «Природа России», «Природные зоны материков»).
Использование интерактивных технологий повышает мотивацию обучения, имеет практическую и продуктивную направленность, развивающую эмоциональный, интеллектуальный, смыслотворческий опыт учащихся, ведет к снижению трудозатрат обучающихся и учителя.
Морской бой "Великие путешественники"
Инструкция по разработке и использованию интерактивной игры в Power Point на примере «Своей игры»
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
14:26 Ильна Евгения Валерьевна
11:35 Варавина Наталия Владимировна
21:42 Михеева Лариса Петровна
20:25 Мисан Светлана Анатольевна
09:53 Богомолова Ирина Сергеевна
23:51 Тарасов Олег Александрович
01:08 Потапова Марина Вячеславовна
23:59 Аверьянова Наталья Николаевна
09:18 Стефанова Анна Владимировна
10:06 Макаревич Наталья Юрьевна
04:25 Дьячкова Наталья Анатольевна
01:44 Катаева Ольга Юрьевна
18:00 Кирюшина Ольга Владимировна
14:10 Волков Андрей Анатольевич
20:20 Стрельникова Нина Павловна
13:50 Малец Галина Петровна
17:44 Лазарева Светлана Викторовна
18:38 Капишникова Галина Фёдоровна
10:35 Капишникова Галина Фёдоровна
14:48 Беззубенко Светлана Анатольевна
20:35 Макарова Наталья Куприяновна