Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников

Макарова Наталья Куприяновна, учитель начальных классов

МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т. Калашникова»

Уважаемые коллеги!

   На станицах мастер-класса представляю материалы, которые, надеюсь, вам будут полезны и интересны. Это пособие в первую очередь адресовано педагогам, работающим по УМК «Школа России». Помимо этого, данную идею, форму могут использовать учителя, преподающие другие учебные предметы. Надеюсь, что предложенные мной материалы будут вам полезны.

Пояснительная записка


   Пособие «Диагностические карты по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и проектной деятельности» состоит из двух разделов и содержит карты для учителя и для обучающихся. В первом разделе карты систематизированы по классам, предметам и по адресатам. Содержание карт по предметам одинаково и для учителя, и для обучающихся. Отличие заключается в том, что у учителя сводная карта на весь класс, у обучающихся индивидуальная. Диагностические карты содержат все запланированные темы контрольных, проверочных и проектных работ по указанным предметам с первого по четвёртый класс. Учитель вправе менять указанные темы, убирать или добавлять свои.
Цель пособия: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и метапредметных результатов.
Задачи:
• анализировать и определять уровень достижения предметных результатов и уровень сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения;
• отслеживать индивидуальную динамику продвижения обучающихся;
• формировать рефлексивное отношение обучающегося к учению и личностному смыслу учения;
• обеспечить обратную связь ученик-учитель, ученик-родитель, родитель-учитель.

  Данная форма фиксации результатов выполнения проверочных и диагностических работ позволяет обучающимся и их родителям:
 - быть в курсе того когда, какие и как были выполнены эти работы;
 - отслеживать, пересдал ребёнок в обязательном порядке «2» или по желанию «3», и «4»;
 - ориентироваться в том, какую тему надо повторить и над чем поработать;
 - видеть результаты обучения по контрольным точкам;
 - сравнивать результаты, полученные в начале, в середине и конце учебного года.

Работа с картами позволяет обучающимся:
 - повысить учебную мотивацию;
 - развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
 - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 - устанавливать причинно-следственные связи;
 - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
 - работать с информацией, представленной в форме таблицы.

Учитель, работающий с данными картами, получает возможность:
 - видеть результаты всего класса;
 - вовремя отслеживать и фиксировать все изменения, связанные с выполнением проверочных и других работ;
 - отслеживать индивидуальные достижения каждого ребёнка, наглядно демонстрируя его результаты;
 - фиксировать итоги и иметь данные для дальнейшей работы с обучающимися;
 - всегда иметь под рукой все результаты проверочных работ;
 - использовать данные для анализа своей работы и при разговорах с родителями.

 

Методические рекомендации

    Учитель прикрепляет карты в конце дневника каждому обучающемуся. В конце учебного года заполненные карты помещают в Портфолио в соответствующий раздел.
    Обучающиеся в начале урока, на котором планируется соответствующая работа, указывают дату, после выполнения оценивают, ставя отметки в графу «Самооценка». После проверки, вписывают отметку учителя. В графе «Пересдача» отметка выставляется учителем после переделанной работы.
    Во втором разделе представлены диагностические карты, которые заполняет только учитель. Это сводная карта предметных и метапредметных результатов для обучающегося за период с первого по четвёртый класс. Она в конце каждого учебного года дополняется новыми сведениями и заменяет предыдущую карту в Портфолио обучающихся. В конце обучения прикладывается как приложение к характеристике выпускника, показывая его результаты обучения.
   Диагностические карты – достаточно удобная форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения полученных результатов.

 

Методические и дидактические материалы

Презентация "Диагностические карты"

Диагностические карты по русскому яз«ыку, литературному чтению, математике, окружающему миру и проектной деятельности


Скан-копия рецензии

Рецензия 

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
08.03.2020
10:29
Гребенникова Елена Викторовна
Добрый день, Наталья Куприяновна! Опыт создания диагностических карт по предметам очень интересен, полезен для учителя и для ребёнка. Собранная информация в карте позволит ученику сделать самооценку своей деятельности, а учителю грамотно спланировать коррекцию знаний. Нельзя исключить и значения карт для родителей, которые могут следить за успехами и достижениями своего ребёнка, вовремя оказать помощь. Создание и ведение карт занимает много времени, но даёт свои плоды. Спасибо Вам, за идеи в оформлении, хранении и обработке сведений. Желаю успехов в дальнейшей работе, новых идей и начинаний.
ответить
30.01.2020
09:02
Дьяченко Нина Михайловна
Доброго времени суток, Наталья Куприяновна! Спасибо, что Вы подняли настолько актуальную тему и поделились своими наработками. Каждый учитель, обучая детей, не забывает, о требованиях к ВПР в начальной школе. Вы правильно заметили, что перед учителем стоят следующие вопросы: как повысить учебную мотивацию школьников, развить способность к самооценке; что сделать, чтобы родители были в курсе того, какие, когда и как были выполнены учащимся работы; как ориентироваться родителям учащихся в том, какую тему надо повторить и над чем работать. Предложенные вами диагностические карты являются оптимальным решением всех этих вопросов. Как в зеркале отражаются в них все достижения школьников. Диагностическая карта - это результат совместного труда родителей, школьников и учителя. Родители могут вовремя помочь своему ребенку. А учитель может использовать данные для анализа своей работы, а также для снятия острых моментов при работе с родителями, поскольку карты не оставляют ни малейшего момента недопонятым или неясным для родителей учащихся, что ведет к взаимопониманию и устранению конфликтов между учителем и родителями учащихся. Заслуживает внимания Ваша рекомендация прикладывать к характеристикам ученика диагностическую карту. Это облегчит формирование 5 класса, а также позволит адаптационному периоду пятиклассников пройти менее болезненно.
ответить
19.01.2020
18:13
Новосёлова Надежда Николаевна
Здравствуйте, Наталья Куприяновна! Большое спасибо за такой прекрасный мастер- класс. Ваше пособие по мониторингу предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников имеет важную практическую значимость. В своей работе буду использовать данное пособие. Ваши диагностические карты - очень удобная форма организации, сбора, хранения, обработки материала. Всегда можно проследить, каких успехов добивается ребенок, какие трудности и у него возникают. Очень важно, чтобы и родители получали всегда объективную и достоверную информацию. Используя в работе это пособие - легко добиться этой задачи. Когда в учебной работе постоянно налажена взаимосвязь учитель- ученик - родитель. и эта цепочка неразрывна, то успех работы всегда гарантирован. Большое спасибо за Ваш труд, Наталья Куприяновна!
ответить
27.06.2019
17:31
Бисилова Софья Иссаевна
Здравствуйте, Наталья Куприяновна. Спасибо за интересную и очень нужную тему мастер класса. Действительно, проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося. Предложенные Вами варианты технологических карт помогут решить проблему мониторинга, педагогической диагностики, оценивания и самооценивания результатов обучения и воспитания обучающихся.
ответить
20.06.2019
22:08
Маслихина Татьяна Ивановна
Здравствуйте! Наталья Куприяновна, Ваш мастер-класс произвёл на меня хорошее впечатление. Долго думала над созданием нечто подобного, но удовлетворения от своих задумок не получала. Изучив Ваши материалы, всё встало на свои места, "разложилось по полочкам". Спасибо Вам за кропотливую работу . Данные карты помогли мне экономить время, коротко и ясно доносить до родителей информацию об успеваемости учеников, корректировать работу над результатами. Ребятам -стремиться к лучшему, а родителям- не терять контроль за учёбой ребёнка.
ответить
27.02.2019
16:46
Виноградова Татьяна Васильевна
Добрый день, Наталья Куприянова. Спасибо большое за интересный мастер-класс. Обязательно пополню свою методическою копилку новым материалом.
ответить
10.12.2018
23:23
Щетинина Светлана Федоровна
Наталья Куприяновна. Спасибо что не побоялись опубликовать самую актуальную на сегодняшний день тему. Рассматриваю возможность адаптации предложенных разработок в старшем звене, появляется возможност заполнения портфолио обучающегося, использовать в проектной деятельности. Очень широкий спектр приложения данного материала. Спасибо
ответить
01.03.2018
22:16
Белова Ирина Дмитриевна
Добрый вечер, Наталья Куприяновна. Интересная и трудоемкая, но бесспорно, очень нужная работа. В начальной школе система оценки должна быть направлена на решение важной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Ваше пособие позволяет рассматривать систему оценки как комплексный подход к оценочной деятельности. Желаю успехов!
ответить
02.03.2018
21:21
Макарова Наталья Куприяновна
Ирина Дмитриевна, добрый вечер! Спасибо за отзыв. Работа, действительно трудоёмкая и необходимая. В этом году не сразу прикрепила таблицы, и когда дети увидели результаты своих проверочных и контрольных работ, то посыпались вопросы: когда можно пересдать, за что у меня "2" или "3" и т.п. Этот вариант карт считаю очень информативным и иллюстративным.
25.02.2018
14:25
Малец Галина Петровна
Здравствуйте, Наталья Куприяновна. Интересный мастер-класс, спасибо. На каждого обучающегося разработать карты, в течении года делать диагностику, полученные результаты внести в карты это большая работа. Только творческий и заинтересованный в успехе своих обучающихся преподаватель, готов тратить столько времени и усилий.Попробую воспользоваться картами на своем предмете. Еще раз спасибо.
ответить
27.02.2018
19:02
Макарова Наталья Куприяновна
Галина Петровна, добрый вечер! Спасибо за отзыв. Буду очень рада, если моя работа вам пригодится.
08.02.2018
18:02
Лазарева Светлана Викторовна
Добрый вечер, Наталья Куприяновна. С интересом познакомилась с Вашим мастер-классом. Тема оценивания и самооценивания мне очень интересна и близка. В течении нескольких лет занимаюсь инновационной работой в составе региональной ПТГ по внедрению стратегии формирующего оценивания при обучении иностранному языку. Созданные Вами диагностические карты говорят о колосальной, трудоемкой работе, которую Вы провели. Вашим ученикам очень повезло с учителем! Ведь только педагог заинтересованный в успехе своих учеников готов так творчески подходить к организации контрольно-оценочной деятельности. Советую Вам включить в свою работу такой формат самооценки, как чек-листы. Создавать чек-лист можно как по отдельному уроку, так и по целому разделу, модулю. Познакомиться с такой формой самооценки можно на моем мастер-классе. Желаю Вам дальнейших успехов!
ответить
25.02.2018
16:07
Лазарева Светлана Викторовна
Наталья Куприяновна,здравствуйте. Очень приятно, что мой отзыв оказался Вам полезен. Чек-листы размещены в приложении в моем мастер-классе "Применение стратегии формирующего оценивания и скаффолдинга на учебных занятиях." Рада буду поделиться данным форматом оценивания.
10.02.2018
14:15
Макарова Наталья Куприяновна
Светлана Викторовна! Спасибо за такой замечательный отзыв. С вашей работой "Индивидуальный план профессионального развития учителя" я уже знакома. Её содержание сразу привлекает внимание. Это очень чёткий, логичный, удобный, информативный вариант работы над самообразованием, поэтому я сразу скачала его в свою копилку интересных находок. Вы мне советуете включить в свою работу такой формат самооценки, как чек-листы, но я не нашла вашу работу, где они представлены. Мне было бы интересно познакомиться с этим видом работы.