Игровые технологии в формировании безопасного образа жизни и сохранения здоровья у детей дошкольного возраста

Азарова Инна Петровна, воспитатель ВКК, стаж работы 20 лет.

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №95", г. Воронеж

Уважаемые педагоги! Приглашаю Вас посетить авторский мастер-класс. Уверена, что обязательно найдёте для себя что-то интересное. Приятного просмотра.

 

Пояснительная записка

 

Начала, заложенные в детстве человека,
похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы,
растущие вместе с ним,
составляющие неотъемлемую часть его.
В. Гюго

 


          Во все времена здоровье человека было одной из главной составляющей счастливой жизни, он всегда стремился сохранить и укрепить его, особенно если это касалось здоровья ребёнка.

 

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Мишель де Монтень

 

          В высказывании заложена очень глубокая мысль о здоровье, его сохранении и укреплении. Здоровье - важнейшая составляющая успешной и счастливой жизни, фундамент, которой формируется и закладывается ещё в дошкольном возрасте. Даже если ребёнок родился абсолютно здоровым, это не является гарантом того, что, повзрослев, он сохранит крепкое здоровье. Ведь в современном, стремительно развивающемся мире, становится очевидным, что состояние здоровья детей из года в год резко снижается, что обусловлено разнообразными причинами, основными из которых можно считать ухудшение социально-экономических и экологических условий, и это вызывает тревогу. Лишь небольшой процент детей дошкольного возраста можно считать условно здоровыми. Родители, нагруженные своими проблемами и находящиеся в гонке, забывают о самом главном – о своих детях. Детский организм еще недостаточно сформирован и хрупок, он еще не может справляться с негативными воздействиями окружающего мира. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Немецкий валеолог Патрик Фосс писал: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». Именно дошкольный возраст считается важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. В связи с этим, современная педагогика ищет и применяет такие педагогические технологии, которые кроме педагогической направленности могли бы, в большей степени, выполнять задачу сбережения здоровья детей, формирования здоровье сберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников. Становится очевидным, что в современном дошкольном образовании возникла необходимость применения новых инновационных технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.

 

          Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. С помощью игровых технологий мы стараемся поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Активно применяем игровые технологии на всех занятиях и в работе с детьми индивидуально.

 


 

 

 

Методические рекомендации по работе с предлагаемыми материалами

 

1. Главным условием формирования основ безопасности в ДОУ является предметно-развивающая среда, уголок ПДД, содержащий дидактические игры, макеты города и дороги, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, подборки загадок, художественной литературы по формированию у дошкольников знаний о безопасности жизнедеятельности.

2. Игра «Волшебные крышечки Светофорика» позволяет познакомить и закрепить у детей младшего дошкольного возраста знания сигналов светофора (Предложить детям расположить крышечки у светофора в правильном порядке и объяснить, что обозначает каждый сигнал светофора. Формирует цветовосприятие у детей (предложить подобрать к машинам колёса такого же цвета, как и цвет у машины). Способствует развитию мелкой моторики рук.

3. Игра «Мы по правилам шагаем» способствует формированию у детей умения анализировать ситуацию при движении и правильно строить свой маршрут движения. (В игре используются магниты, которые легко позволяют передвигать пешеходов по игровому полю. Ребёнку даётся задание проложить маршрут от дома до школы, выбрав самый безопасный путь движения). Игра развивает любознательность, внимание и закрепляет знания о поведении пешеходов на дороге.

4. Игра «Полезные и вредные продукты» способствует формированию у дошкольников знаний о продуктах питания. В данной игре мной была проведена аналогия с сигналами светофора, что лишний раз способствует их закреплению : итак - на красный круг прикрепляются продукты питания, которые наносят вред здоровью и употреблять в пищу их нельзя (чипсы, сухарики, газированные напитки и др.); на желтый - продукты, которые мы кушаем, но пользы от них нет (колбасные изделия, майонез, кетчуп и др. ), и на зелёный цвет те продукты, которые полезны организму ( мясо, рыба, молочные продукты и др.). К тому же все картинки на прищепках, что способствует развитию мелкой моторики рук и развитию речи, т.к. дети дают обоснованные ответы, прикрепляя картинки.

5. Игра «Огонь: злой и добрый» закрепляет знания об огне, его пользе для человека, а также вреде, который он может принести при неправильном обращении с ним. Детям предлагается расположить картинки на прищепках к пламени доброму или злому. Игра развивает любознательность, внимание и грамотное обращение с огнём.

6. Игра « Собери и расскажи» детям нужно собрать картинки из частей о безопасных правилах поведения в обществе. Картинки наклеены на детали конструктора по цвету (красный - нельзя делать( играть на проезжей части, открывать дверь незнакомым людям, играть со спичками), жёлтый- не рекомендуется так поступать (сидеть на подоконнике, не мыть руки, дразнить собаку), зелёный- можно( ходить в походы, гулять на детской площадке, переходить дорогу на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу).

7. Игра «Лабиринты здоровья» направлена на закрепление культурно - гигиенических навыков у детей. Ребёнок, проводя пальчиком по дорожке на карточках, должен объяснить, зачем же мы должны соблюдать эти правила. Например, если чисть зубы, то они будут здоровыми и крепкими, правильно ухаживая за волосами, мы будем иметь красивые и здоровые волосы, чтобы не болели уши, надо надевать шапку и т. д. Игра способствует развитию речи т.к. дети должны обосновать свой ответ, также направлена на развитие мелкой моторики рук.

8. Игра «Личная безопасность» представляет собой разрезные картинки и карточки-образцы, которые необходимо собрать, опираясь на образец и цвет. На карточках, изображен сюжет, ребёнок объясняет как правильно нужно поступить в каждой конкретной ситуации( можно ли дразнить собаку, принимать подарки у незнакомых людей на улице, сидеть у открытого окна на подоконнике, ходить по тонкому льду и т.д.)

9. Папка-передвижка для родителей, изготовленная своими руками, содержащая информацию и памятки по элементарным правилам дорожного движения

 


 

Методические и дидактические материалы

Презентация дидактических материалов


Рецензия

рецензия

 

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
26.12.2021
16:46
Васильева
Добрый день, Ирина Петровна. Вами поднята актуальная тема нашего времени - сохранение здоровья. Использование игровых технологий придает этой теме еще более живое восприятие детьми, что мотивирует на использование в жизни детьми и родителями этих игр. Спасибо за содержательный материал, подборку интересных игр и заданий. Будем использовать и в своей работе.
ответить
23.12.2021
20:38
Смирнова Эльвира Худаёровна
Здравствуйте, Инна Петровна! В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены папки-передвижки.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Благодарю за содержательный материал.
ответить
04.10.2019
03:04
Ложкова Елена Вадимовна
Здравствуйте,Инна Петровна ! Актуальная тема, так как важно информировать детей о правилах безопасного поведения в быту, на природе, и правилах поведения по дорожному движению. Видна ваша систематическая работа с детьми по обучению основам безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов. Играя с детьми, вы формируете у них навыки здорового образа жизни. Было интересно посмотреть ваш опыт в создании развивающей предметно-пространственной среды. Спасибо!
ответить
30.03.2019
22:33
Вишнякова Светлана Борисовна
Здравствуйте, Инна Петровна! Ознакомилась с Вашим опытом работы с детьми по формированию безопасного образа жизни и сохранения здоровья у детей дошкольного возраста. Мне понравился ваш нестандартный подход в формировании у детей здорового образа жизни с помощью дидактических игр, сделанных своими руками, которые в занимательной форме решают сразу несколько задач и одновременно развивают мелкую моторику рук. Также легко и непринужденно с помощью тех же дидактических игр, Вы формируете и закрепляете знания правил дорожного движения и безопасного поведения дома и на улице. У вас богатая предметно-развивающая среда в группе. Обязательно воспользуюсь Вашим мастер-классом по созданию дидактических игр. Спасибо за представленный опыт.
ответить
20.09.2018
21:13
Пономарёва Светлана Викторовна
Инна Петровна, доброго времени суток ! Проблема здоровьесбережения безусловно является актуальной, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и здоровье своих детей. В пояснительной записке вы используете общее понятие "здоровьесбережение", а в качестве методических материалов предлагаете пособия как по здоровьесбережению, так и по профилактике безопасного поведения дошкольников. Хотелось бы уточнения или указание на это в пояснительной записке.
ответить
08.09.2018
15:01
Дружинина Любовь Ивановна
Здравствуйте, Ирина Петровна. Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения ни у кого не вызывает сомнения.. Понятно, что оно не должно ограничиваться или сводиться к «это можно - это нельзя». Это скучно и не интересно детям, поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным Предложенный Вами материал отвечает данным требованиям, легок в применении, охотно воспринимается детьми. Тем самым даёт возможность в доступной игровой форме дать дошкольникам возможность узнать, понять и освоить правила . Вами представлены различные методы и формы работы по изучению и практическому освоению правил безопасности. Это и создание предметно- развивающей среды, и разнообразные дидактические игры. Предложенная вами наглядность тоже интересна и доступна для педагогов.Примите слова благодарности за содержательный и полезный материал.Спасибо. С уважением Любовь Ивановна.
ответить
06.09.2018
14:31
Колпакова Виктория Владимировна
Здравствуйте! Инна Петровна! Тема будет всегда актуальна и нужна в наше время, каждому ребенку нужно знать правила дорожного движения, и начинать это нужно в дошкольного возраста! Детьми очень хорошо воспринимается ситуация, тем более когда она проигрывается! Спасибо за методические рекомендации, что вы с ними поделились и за содержательную презентацию! С уважение, Виктория Владимировна!
ответить
30.04.2018
22:14
Коновалова Мария Николаевна
Инна Петровна, тема мастер класса в настоящее время очень актуальна. Видна ваша большая работа по данной теме. В презентации показана предметно -развивающая среда, она содержательно насыщенна, полифункциональная, доступная, вариативная. Такая среда положительно влияет на эмоциональный фон ребёнка, снимает утомляемость, даёт возможность ребёнку усвоить и понять материал. Игровые технологии и грамотно подобранная развивающая среда, несомненно, помогают выполнить задачи сбережения здоровья детей, воспитать навыки здорового образа жизни у дошкольников. Огромное спасибо!!!!
ответить
06.05.2018
02:23
Азарова Инна Петровна
Спасибо, Мария Николаевна, за высокую оценку моей работы.Надеюсь, что вы смогли почерпнуть из материала что-то интересное.