Игровые технологии в формировании безопасного образа жизни и сохранения здоровья у детей дошкольного возраста
Азарова Инна Петровна, воспитатель ВКК, стаж работы 20 лет. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №95", г. Воронеж |
Уважаемые педагоги! Приглашаю Вас посетить авторский мастер-класс. Уверена, что обязательно найдёте для себя что-то интересное. Приятного просмотра.
Пояснительная записка
Начала, заложенные в детстве человека,
похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы,
растущие вместе с ним,
составляющие неотъемлемую часть его.
В. Гюго
Во все времена здоровье человека было одной из главной составляющей счастливой жизни, он всегда стремился сохранить и укрепить его, особенно если это касалось здоровья ребёнка.
«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Мишель де Монтень
В высказывании заложена очень глубокая мысль о здоровье, его сохранении и укреплении. Здоровье - важнейшая составляющая успешной и счастливой жизни, фундамент, которой формируется и закладывается ещё в дошкольном возрасте. Даже если ребёнок родился абсолютно здоровым, это не является гарантом того, что, повзрослев, он сохранит крепкое здоровье. Ведь в современном, стремительно развивающемся мире, становится очевидным, что состояние здоровья детей из года в год резко снижается, что обусловлено разнообразными причинами, основными из которых можно считать ухудшение социально-экономических и экологических условий, и это вызывает тревогу. Лишь небольшой процент детей дошкольного возраста можно считать условно здоровыми. Родители, нагруженные своими проблемами и находящиеся в гонке, забывают о самом главном – о своих детях. Детский организм еще недостаточно сформирован и хрупок, он еще не может справляться с негативными воздействиями окружающего мира. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Немецкий валеолог Патрик Фосс писал: «Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». Именно дошкольный возраст считается важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. В связи с этим, современная педагогика ищет и применяет такие педагогические технологии, которые кроме педагогической направленности могли бы, в большей степени, выполнять задачу сбережения здоровья детей, формирования здоровье сберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у дошкольников. Становится очевидным, что в современном дошкольном образовании возникла необходимость применения новых инновационных технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. С помощью игровых технологий мы стараемся поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Активно применяем игровые технологии на всех занятиях и в работе с детьми индивидуально.
Методические рекомендации по работе с предлагаемыми материалами
1. Главным условием формирования основ безопасности в ДОУ является предметно-развивающая среда, уголок ПДД, содержащий дидактические игры, макеты города и дороги, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, подборки загадок, художественной литературы по формированию у дошкольников знаний о безопасности жизнедеятельности.
2. Игра «Волшебные крышечки Светофорика» позволяет познакомить и закрепить у детей младшего дошкольного возраста знания сигналов светофора (Предложить детям расположить крышечки у светофора в правильном порядке и объяснить, что обозначает каждый сигнал светофора. Формирует цветовосприятие у детей (предложить подобрать к машинам колёса такого же цвета, как и цвет у машины). Способствует развитию мелкой моторики рук.
3. Игра «Мы по правилам шагаем» способствует формированию у детей умения анализировать ситуацию при движении и правильно строить свой маршрут движения. (В игре используются магниты, которые легко позволяют передвигать пешеходов по игровому полю. Ребёнку даётся задание проложить маршрут от дома до школы, выбрав самый безопасный путь движения). Игра развивает любознательность, внимание и закрепляет знания о поведении пешеходов на дороге.
4. Игра «Полезные и вредные продукты» способствует формированию у дошкольников знаний о продуктах питания. В данной игре мной была проведена аналогия с сигналами светофора, что лишний раз способствует их закреплению : итак - на красный круг прикрепляются продукты питания, которые наносят вред здоровью и употреблять в пищу их нельзя (чипсы, сухарики, газированные напитки и др.); на желтый - продукты, которые мы кушаем, но пользы от них нет (колбасные изделия, майонез, кетчуп и др. ), и на зелёный цвет те продукты, которые полезны организму ( мясо, рыба, молочные продукты и др.). К тому же все картинки на прищепках, что способствует развитию мелкой моторики рук и развитию речи, т.к. дети дают обоснованные ответы, прикрепляя картинки.
5. Игра «Огонь: злой и добрый» закрепляет знания об огне, его пользе для человека, а также вреде, который он может принести при неправильном обращении с ним. Детям предлагается расположить картинки на прищепках к пламени доброму или злому. Игра развивает любознательность, внимание и грамотное обращение с огнём.
6. Игра « Собери и расскажи» детям нужно собрать картинки из частей о безопасных правилах поведения в обществе. Картинки наклеены на детали конструктора по цвету (красный - нельзя делать( играть на проезжей части, открывать дверь незнакомым людям, играть со спичками), жёлтый- не рекомендуется так поступать (сидеть на подоконнике, не мыть руки, дразнить собаку), зелёный- можно( ходить в походы, гулять на детской площадке, переходить дорогу на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу).
7. Игра «Лабиринты здоровья» направлена на закрепление культурно - гигиенических навыков у детей. Ребёнок, проводя пальчиком по дорожке на карточках, должен объяснить, зачем же мы должны соблюдать эти правила. Например, если чисть зубы, то они будут здоровыми и крепкими, правильно ухаживая за волосами, мы будем иметь красивые и здоровые волосы, чтобы не болели уши, надо надевать шапку и т. д. Игра способствует развитию речи т.к. дети должны обосновать свой ответ, также направлена на развитие мелкой моторики рук.
8. Игра «Личная безопасность» представляет собой разрезные картинки и карточки-образцы, которые необходимо собрать, опираясь на образец и цвет. На карточках, изображен сюжет, ребёнок объясняет как правильно нужно поступить в каждой конкретной ситуации( можно ли дразнить собаку, принимать подарки у незнакомых людей на улице, сидеть у открытого окна на подоконнике, ходить по тонкому льду и т.д.)
9. Папка-передвижка для родителей, изготовленная своими руками, содержащая информацию и памятки по элементарным правилам дорожного движения
Методические и дидактические материалы
Презентация дидактических материалов
Рецензия
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
16:46 Васильева
20:38 Смирнова Эльвира Худаёровна
03:04 Ложкова Елена Вадимовна
22:33 Вишнякова Светлана Борисовна
21:13 Пономарёва Светлана Викторовна
15:01 Дружинина Любовь Ивановна
14:31 Колпакова Виктория Владимировна
22:14 Коновалова Мария Николаевна
02:23 Азарова Инна Петровна