Мастер-класс "Индивидуальный проект обучающихся как форма исследовательской работы"

Кузьмина Татьяна Владимировна

МОУ ИРМО "Усть-Кудинская СОШ"

учитель информатики высшей  квалификационной категории

Уважаемые коллеги!  Приглашаю изучить данный мастер-класс и отработать методические подходы и некоторые  приемы организации ИИП. В своем мастер-классе я предлагаю несколько заданий-упражнений для учителей, которые планируют стать руководителями ИИП обучающихся.

Пояснительная записка

Актуальность данной темы обусловлена тем, что во всех документах современного образования прописывается цель: научить детей основам проведения различного рода исследований, с применением различных источников знаний; вовлечь школьников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Индивидуальный итоговой проект (ИИП) представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность - Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС.

Цель мастер-класса:  показать, как ИИП могут способствовать формирования личностных, предметных и метапредметных результатов

Задачи:

  1. создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса
  2. отработать методические подходы и некоторые приемы организации ИИП
  3. разработать рекомендации по организации ИИП

Методические и дидактические материалы

Во время мастер-класса необходимо выполнить несколько заданий

Чтобы грамотно организовать работу над проектом необходимо владеть основными терминами.

Задание 1. Терминология

Найдите правильное значение расшифровок терминов, необходимых обучающимся для организации ИИП.

Задание 2. Реконструкция

Выберите (пронумеруйте) правильно последовательность проведения ИИП. Ненужные пункты вычеркните

Задание 3. 

Распределите правильно последовательность структуры оформления ИИП школьника. Укажите, где нужно ставить нумерацию пунктов, где нет. Ненужные (лишние) в содержании пункты вычеркните.

 

Задание 4. УУД

Во время работы над ИИП у обучающихся формируются определенные универсальные учебные действия. Какие же УУД должны быть сформированы у обучающихся после выполнения ИИП? Распределите предложенные УУД на 4 группы: предметные, регулятивные, личностные, коммуникативные

После написания проекта и создания продукта следует защита ИИП.

Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений - Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку - Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.

Методические рекомендации

Ответы на задания для самопроверки 

Коллеги, даный материал поможет вам проверить свои знания по теме мастер-класса.

Кроме этого, предлагаю методические рекомендации по организации и защите ИИП.

Образец Карты самоанализа ИИП

Образец Карты оценки ИИП ученика 

Скан-копия рецензии

Уважаемые коллеги, желаю вам успехов в подготовке детей к защите проектов, которые разнообразят  ваши уроки или внеклассные мероприятия. Если вы проявили интерес к моему мастер-классу, то приглашаю к общению. Мне будет приятно, если вы оставите свои комментарии.

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
09.12.2022
18:47
Тахауова Айсылу Мусавировна
Татьяна Владимировна, большое спасибо за мастер-класс. Вы выбрали очень актуальную тему. Используя данные рекомендации начинающие педагоги могут достичь хороших результатов, так как в данном мастер-классе отражены основные моменты работы над ИИП. Как преподаватель информатики, под руководством которого, студенты первого курса пишут индивидуальные проекты, я не смогла не заметить некоторую отстраненность в начале работе. И только после вовлечения и дествий по мотивации увидела изменения в обучающихся.
ответить
13.06.2022
13:17
Федотова Виктория Александровна
Уважаемая Татьяна Владимировна! Спасибо за мастер-класс! Проектная и исследовательская деятельность учащихся всегда актуальна. В методических рекомендациях отражены все основные моменты, которые буду полезны как для начинающих педагогов, так и для более опытных. Здесь можно увидеть, в чем различие проекта от исследовательской работы, виды проектов и исследований, этапы работы. Очень содержательны карта самоанализа ИИП и карта оценки ИИП. С удовольствием беру Ваши рекомендации и методические разработки в свою работу.
ответить
27.09.2021
10:08
Богомолова Ирина Сергеевна
Татьяна Владимировна, с большим интересом познакомилась с Вашим мастер-классом, методическими рекомендациями по организации и защите ИИП и картами оценки и самоанализа. Хочется отметить огромную практическую ценность и доступность изложения материала. Занимаюсь проектной деятельностью с обучающимися с ОВЗ, попробую адаптировать предложенные Вами карты под работу с данной категорией детей. Спасибо Вам за прекрасный материал.
ответить
24.06.2020
01:37
Велиева Любовь Александровна
Добрый вечер Татьяна Владимировна. я учитель химии лицея №9 города Воронежа. И мне очень близка и нравиться проектная деятельность для обучающихся 8-11 классов. Мои дети постоянно выступают на конференциях защищая свои проекты, в лицее есть модульная цифровая система PROLOG, что позволяет провести химический эксперимент на более высоком уровне. Спасибо Вам за мастер-класс. очень понравились методические рекомендации по организации и защите ИИЛ. Успехов Вам в работе!
ответить
02.11.2020
17:54
Кузьмина Татьяна Владимировна
Любовь Александровна, здравствуйте. Тема действительно актуальна. Я сама очень люблю проектную деятельность и рада, что данные материалы востребованы и пригодятся в Вашей работе. Рада буду помочь, если появятся какие-либо вопросы. Удачи и творческих находок! С уважением, Татьяна Владимировна
07.10.2019
14:35
Стефанова Анна Владимировна
Здравствуйте Татьяна Владимировна. Я учитель химии гимназии №56 города Томска. Мне очень близка тематика проектной деятельности, кроме того с этого года в нашей гимназии введен предмет индивидуальная проектная деятельность для учащихся 10-11 классов. Для реализации индивидуальных - интегрированных проектов, я тесно сотрудничаю с учителями других предметов в нашей гимназии, кроме того, с 2010 года я провожу лабораторные работы с применением ИКТ - технологий и модульной цифровой системы обучения PROLOG.Которая позволяет провести химический эксперимент на более высоком уровне с использованием цифровых носителей, что в разы повышает интерес к предмету. Проводя такие занятия у меня появилась возможность использовать систему PROLOG и для реализации индивидуальных проектов школьников. Но мне часто трудно оценить проект школьника либо сравнить его с другими проектами и выбрать лучший, например, для выступления на конференции. Из вашей работы себе на вооружение хотела взять карты оцени ИИП ученика, что несомненно поможет мне в решении ряда затруднений.Спасибо. Успехов Вам.
ответить
13.01.2020
10:41
Кузьмина Татьяна Владимировна
Анна Владимировна, добрый день. Рада, что мои материалы Вам помогаю в работе. У нас в школе есть шаблон отзыва руководителя ИИП. Если интересно, могу поделиться. Пишите, если возникнут вопросы по организации ИИП - tatkuzm@yandex.ru Удачи и творческих находок! С уважением, Татьяна Владимировна
13.06.2019
17:25
Ефименко Наталья Викторовна
Добрый день, Татьяна Владимировна! С большим интересом посетила Ваш мастер-класс. Проектной деятельностью занимаюсь несколько лет. В нашей школе действует "Научное общество обучающихся", а результатом этой работы является большой праздник -школьная научно-практическая конференция "От простого к сложному". Работы победителей становятся участниками различных мероприятий более высокого уровня. Интересно было выполнять ваши задания, это поможет в дальнейшем строить работу с учениками. Очень понравились ваши методические рекомендации и карта оценки ИИП ученика, наглядно, стройно, максимально доступно и важно. А вот карта самоанализа ИИП почему-то совпадает с картой оценки ИИП ученика, наверное, загрузили ошибочно. Тоже очень хотелось бы её получить. Сама хочу подготовить мастер-класс по групповому проекту, который мы осуществили в этом году с обучающимися 8 класса, теперь у меня есть коллега, которого я с удовольствием приглашу к себе на страничку, чтобы поделиться наработками. Большое спасибо за Вашу работу! Творческих успехов!!!
ответить
13.01.2020
10:39
Кузьмина Татьяна Владимировна
Наталья Викторовна, добрый день. С не меньшим удовольствием посмотрю Ваши наработки по данной теме. Карту самоанализа ИИП поменяла, пользуйтесь, пожалуйста)) Еще создан шаблон отзыва руководителя ИИП. Если интересно, могу поделиться. Пишите tatkuzm@yandex.ru Удачи и творческих находок! С уважением, Татьяна Владимировна
21.02.2019
11:34
Богомолова Ирина Сергеевна
Татьяна Владимировна! С удовольствием ознакомилась с материалами Вашего мастер-класса. Хочется отметить большую практическую ценность работы. Спасибо за отличный мастер-класс.
ответить
13.01.2020
10:42
Кузьмина Татьяна Владимировна
Ирина Сергеевна, здравствуйте. Рада оказать методическую помощь. Успехов в работе. С уважением, Татьяна Владимировна
09.02.2019
01:27
Шумакова Светлана Валерьевна
Татьяна Владимировна! Большое спасибо за предоставленную возможность познакомиться с материалами мастер-класса. Ваши методические материалы будут полезны в работе любого учителя предметника. Актуальный материал. Спасибо!
ответить
13.01.2020
10:36
Кузьмина Татьяна Владимировна
Светлана Валерьевна, здравствуйте. Тема действительно актуальна. Я рада, что данные материалы востребованы и пригодятся в Вашей работе. Рада буду помочь, если появятся какие-либо вопросы и еще предлагаю вместе решать возникшие проблемы по данной теме. Удачи и творческих находок! С уважением, Татьяна Владимировна
05.01.2019
00:00
Дьячкова Наталья Анатольевна
Здравствуйте, уважаемая Татьяна Владимировна! С большим интересом познакомилась с материалами мастер-класса. Тема Вашего мастер-класса лично для меня очень актуальна и важна, так как я являюсь руководителем по работе с одаренными детьми и руковожу школьным научным обществом «Исток». А с этого учебного года в нашей школе будет проходить и защита индивидуальных итоговых проектов учащихся. Большое спасибо за методические материалы по организации и защите проектов, карты по оценке деятельности учеников. К сожалению, не увидела карту самоанализа ИИП, скачивается все та же карта по оценке деятельности учащихся. Спасибо за мастер-класс!
ответить
13.01.2020
10:35
Кузьмина Татьяна Владимировна
Наталья Анатольевна, добрый день. Рада, что материалы Вам помогут реализовать в школе защиту ИИП. Карту самоанализа прикрепила реальную) Удачи и творческих находок! С уважением, Татьяна Владимировна
23.09.2018
01:20
Тарасова Ирина Николаевна
Уважаемая Татьяна Владимировна. Тема, которую Вы рассматриваете, бесспорно, актуальна в связи с переходом на ФГОС ОО. Методические материалы по организации и защите ИИП необходимы в работе учителя, тем более что каждому предстоит стать руководителями индивидуальных итоговых проектов. Ваш материал помогает разобраться с одной из сложных проблем: как оценить метапредметные результаты, полученные обучающимися в ходе освоения общеобразовательных программ. Ваши методические рекомендации, карта оценки ИИП и карта самоанализа составлены грамотно, понятно, главное, они имеют практическую значимость. Их можно брать и использовать в своей работе. Что я с удовольствием и сделаю. А еще очень понравилось, как составлен Ваш мастер-класс. Вы предлагаете задания-упражнения, при помощи которых можно отработать приемы организации ИИП. Это мотивирует слушателя, стимулирует не только прочитать материал, но и самостоятельно поработать. Спасибо за мастер-класс!
ответить
03.01.2019
15:38
Кузьмина Татьяна Владимировна
Ирина Николаевна, здравствуйте. Спасибо за высоую оценку моего мастер-класса. Тема действительно актуальна. Я рада, что данные материалы востребованы и пригодятся в Вашей работе. Рада буду помочь, если появятся какие-либо вопросы и еще предлагаю вместе решать возникшие проблемы по данной теме. Удачи и творческих находок! С уважением, Татьяна Владимировна
07.08.2018
10:37
Кузнецов Михаил Анатольевич
Спасибо, Татьяна Владимировна за материал.
ответить
11.08.2018
14:20
Кузьмина Татьяна Владимировна
Михаил Анатольевич, рада оказать методическую помощь. Успехов в работе. С уважением, Татьяна Владимировна
14.06.2018
22:17
Кармадонова Елена Александровна
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Познакомилась с материалами Вашего мастер-класса. Хочется отметить практическую значимость материалов в условиях введения ФГОС ООО. Спасибо за методические материалы по организации и защите ИИП
ответить
15.06.2018
10:29
Кузьмина Татьяна Владимировна
Елена Александровна, добрый день. Рада, что мой мастер-класс Вам пригодится в работе. Желаю успехов в творчестве! Спасибо за ваш комментарий. С уважением, Татьяна Владимировна
13.06.2018
22:45
Батурина Валентина Владимировна
Здравствуйте, уважаемая Татьяна Владимировна! Познакомилась с материалами вашего мастер-класса. Тема очень актуальная и современная. Материал изложен последовательно и доступно. Удобные карты самоанализа и оценки деятельности ученика. Большое спасибо!
ответить
15.06.2018
10:32
Кузьмина Татьяна Владимировна
Валентина Владимировна, здравствуйте. Спасибо Вам за комментарий.Надеюсь, что мой МК оказался вам полезен. Успехов Вам, творчества. С уважением, Татьяна Владимировна
13.06.2018
21:16
Иванова Светлана Леонидовна
Здравствуйте Татьяна Владимировна! Спасибо Вам за данный мастер-класс. Уже много лет занимаюсь с учащимися ИИП и каждый раз узнаю для себя что то новое. Вот и из вашего мастер-класса думаю использовать карты самоанализа и оценки ИИП ученика. Очень актуальный материал. Спасибо!
ответить
15.06.2018
10:35
Кузьмина Татьяна Владимировна
Светлана Леонидовна, здравствуйте. Я рада, что материалы моего МК оказались востребованы. С удовольствием окажу помощь, если возникнут вопросы. Надеюсь, что у Вас все получится. Удачи и творческих находок! С уважением, Татьяна Владимировна