"Театрализация в урочной и внеурочной деятельности."
Батурина Валентина Владимировна учитель начальных классов МАОУ "Зональненская СОШ" Томского района Томской области. Педагог высшей категории, Отличник народного просвещения, победитель ПНПО 2006, 2013г Здравствуйте, уважаемые коллеги! В данном мастер - классе вы узнаете, что применение театрализации поможет привить любовь к чтению, совершенствовать речь обучающихся. Познакомитесь с формами и этапами театральной педагогики. |
Пояснительная записка.
Актуальность
Дети стали мало читать. В наш информационный век большинство детей увлекает более игра на компьютере, нежели чтение книги. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
На помощь приходит театрализация. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Инсценирование коротких художественных произведений, эпизодов, сказок, стихотворений на уроках и внеурочной деятельности побуждает учеников к осмыслению и собственной интерпретации литературного образа, возбуждает воображение и сопереживание, побуждает к более внимательному прочтению художественного текста. При коллективной оценке инсценировок учащиеся вступают в учебные диалоги, учатся анализировать работу, проделанную другими, давать адекватную оценку происходящему, а также правильно реагировать на критику одноклассников
Формы театральной педагогики:
Сочинительство, пантомимика, театральные игры и упражнения, сказкотворчество, этюды, кукольный театр. Особенно увлекает обучающихся работа с перчаточными куклами. Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться.
Этапы занятия.
Подготовительный
Приветствие, дыхательная и речевая гимнастика, ролевая гимнастика, разыгрывание ситуаций.
Пантомимические этюды.(Например упражнение "Котята" (• сладко спят; • просыпаются, лапкой умываются; • зовут маму; • пытаются утащить сосиску; • боятся собаки; • охотятся.)
Основной
Первичное чтение, фрагментальное чтение, непосредственное чтение текста, осмысление, анализ текста;
Распределение ролей. Чтение по ролям.
Репетиции перед воображаемым зрителем;
Презентационный: выступление перед зрителями:
Рефлексивный
Обмен впечатлениями после просмотра, после занятия.
Основные показатели результатов.
Увлечение театральной деятельностью помогает воспитанникам в учёбе, повышает успеваемость, их речь становится яркой и образной, ребята легко справляются с различными творческими работами, становятся коммуникабельными, активными, раскованными.
Хочется закончить словами К.Д. Ушинского: «Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения».
Методические материалы.
• Театрализация во внеурочной деятельности
• Сценарий классного часа «Эмоции и чувства»
• Презентация «Эмоции и чувства»
• Презентация «Театрализация на уроке и внеурочной деятельности»
Методические рекомендации.
Приём театрализации можно использовать в стадии вызова на уроке, для повышения мотивации, снятия эмоциональной напряженности, повышения познавательного интереса”. Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной деятельности, активизируя эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого участника, занятия театрализацией становятся одними из самых желанных у младших школьников. Проигрывание ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Дети становятся готовы к травмирующим событиям, могут выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы.
Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Спасибо, что посетили мой мастер – класс!
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
14:18 Немеш Наталья Александровна
14:17 Немеш Наталья Александровна
01:36 Владимирцева Ульяна Николаевна
01:29 Велиева Любовь Александровна
08:49 Дьяченко Нина Михайловна
18:45 Новосёлова Надежда Николаевна
00:04 Нурлыгаянова Наталья Николаевна
01:34 Михеева Лариса Петровна
11:21 Богомолова Ирина Сергеевна
17:46 Николайченко Марина Геннадьевна
14:40 Колпакова Виктория Владимировна
08:07 Пушкарева Галина Юрьевна
13:28 Батурина Валентина Владимировна
16:12 Стрельникова Нина Павловна
13:32 Батурина Валентина Владимировна