"Театрализация в урочной и  внеурочной деятельности."

 

Батурина Валентина Владимировна

учитель начальных классов МАОУ "Зональненская СОШ"

Томского района Томской области.

Педагог высшей категории, Отличник народного просвещения, победитель ПНПО 2006, 2013г

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В данном мастер - классе вы узнаете, что применение театрализации поможет привить любовь к чтению, совершенствовать речь обучающихся. Познакомитесь с формами и этапами театральной педагогики.

 

Пояснительная записка.
Актуальность
Дети стали мало читать. В наш информационный век большинство детей увлекает более игра на компьютере, нежели чтение книги. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
    На помощь приходит театрализация. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
    Инсценирование коротких художественных произведений, эпизодов, сказок, стихотворений на уроках и внеурочной деятельности побуждает учеников к осмыслению и собственной интерпретации литературного образа, возбуждает воображение и сопереживание, побуждает к более внимательному прочтению художественного текста. При коллективной оценке инсценировок учащиеся вступают в учебные диалоги, учатся анализировать работу, проделанную другими, давать адекватную оценку происходящему, а также правильно реагировать на критику одноклассников
Формы театральной педагогики:
Сочинительство, пантомимика, театральные игры и упражнения, сказкотворчество, этюды, кукольный театр. Особенно увлекает обучающихся работа с перчаточными куклами. Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться.
Этапы занятия.
Подготовительный
 Приветствие, дыхательная и речевая гимнастика, ролевая гимнастика, разыгрывание ситуаций.
 Пантомимические этюды.(Например упражнение "Котята" (• сладко спят; • просыпаются, лапкой умываются; • зовут маму; • пытаются утащить сосиску; • боятся собаки; • охотятся.)

Основной
 Первичное чтение, фрагментальное чтение, непосредственное чтение текста, осмысление, анализ текста;
 Распределение ролей. Чтение по ролям.
 Репетиции перед воображаемым зрителем;
 Презентационный: выступление перед зрителями:
Рефлексивный
 Обмен впечатлениями после просмотра, после занятия.
Основные показатели результатов.
Увлечение театральной деятельностью помогает воспитанникам в учёбе, повышает успеваемость, их речь становится яркой и образной, ребята легко справляются с различными творческими работами, становятся коммуникабельными, активными, раскованными.

Хочется закончить  словами К.Д. Ушинского: «Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения».
Методические материалы.

Театрализация во внеурочной деятельности
Сценарий классного часа «Эмоции и чувства»
Презентация «Эмоции и чувства»
Презентация «Театрализация на уроке и  внеурочной деятельности»
Методические рекомендации.
Приём театрализации можно использовать в стадии вызова на уроке, для повышения мотивации, снятия эмоциональной напряженности, повышения познавательного интереса”. Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной деятельности, активизируя эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого участника, занятия театрализацией становятся одними из самых желанных у младших школьников. Проигрывание ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Дети становятся готовы к травмирующим событиям, могут выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы.
Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


Спасибо, что посетили мой мастер – класс!

 

 


Скан-копия рецензии

 

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
07.06.2022
14:18
Немеш Наталья Александровна
Уважаемая Валентина Владимипровна! Меня заинтересовала тема вашего мастер-класса неслучайно. Я тоже использую приемы театрализации или драматизациии на уроках и во внеурочной деятельности только в основной школе. Учителя, особенно словесники очень любят и ценят это направление работы, так как различные виды театрализации являются важнейшими сред ствами, ведущими к пониманию не только предметного содержания произведения, но и его подтекста, идеи,авторской позиции. Театрализация в целом и входящие в неё разнообразные приёмы соответ ствуют специфике художе ственных произведений и позволяют создать условия для формирования всех основных уровней понимания текста, что, несомненно, способ ствует формированию функциональной грамотности учащихся. Спасибо! Желаю успехов в работе!
ответить
07.06.2022
14:17
Немеш Наталья Александровна
Уважаемая Валентина Владимипровна! Меня заинтересовала тема вашего мастер-класса неслучайно. Я тоже использую приемы театрализации или драматизациии на уроках и во внеурочной деятельности только в основной школе. Учителя, особенно словесники очень любят и ценят это направление работы, так как различные виды театрализации являются важнейшими сред ствами, ведущими к пониманию не только предметного содержания произведения, но и его подтекста, идеи,авторской позиции. Театрализация в целом и входящие в неё разнообразные приёмы соответ ствуют специфике художе ственных произведений и позволяют создать условия для формирования всех основных уровней понимания текста, что, несомненно, способ ствует формированию функциональной грамотности учащихся. Спасибо! Желаю успехов в работе!
ответить
23.08.2020
01:36
Владимирцева Ульяна Николаевна
Уважаемая Валентина Владимировна! Поскольку на уроках английского языка мы учим детей общаться на бытовые темы, то в каждом модуле нашего УМК "Английский в фокусе" присутствуют диалоги различной тематики. После выполнения подготовительных упражнений и подробного разбора образца, дети составляют подобные диалоги, заменив некоторую информацию в образце, и разыгрывают перед классом. Делать это можно от своего лица, а можно от лица выдуманных героев. На мой взгляд, если ты уже не ты, а сказочный герой, то и ошибаться не так страшно. Это снимает некоторую напряженность и раскрепощает особенно творческих детей. Некоторая театрализация имеет место и в веб-квестах, где собранную информацию ребятам нужно представить, скажем, от лица пожарного, полицейского или регулировщика уличного движения (как в веб-квесте по безопасности). Пантомимика используется на уроках английского языка при изучении новой тематической лексики. Например, одному из ребят нужно изобразить животное, а класс должен назвать это животное по-английски. Дети очень любят такие игры. Во внеурочной деятельности, учащиеся выступают с песнями, сценками и стихотворениями на ежегодном фестивале творчества на иностранном языке нашего города "Весенняя мозаика", также декламируют стихи и поют песни в длительных образовательных играх по случаю Рождества и Пасхи. Это позволяет ученикам проявить свои творческие способности и по-новому взглянуть на очень логичный английский язык. Таким образом, я полностью согласна с Вами по поводу пользы театрализации в обучении. Спасибо Вам за мастер-класс!
ответить
24.06.2020
01:29
Велиева Любовь Александровна
Добрый вечер Валентина Владимировна! Большое Вам спасибо за предоставленный опыт работы. Интересно и доступно изложен материал. В своей работе использую театрализацию в 7-8 классах. Некоторые приемы в своей работе буду использовать для обучающихся 5 классов. Успехов Вам в работе!
ответить
30.01.2020
08:49
Дьяченко Нина Михайловна
здравствуйте, Валентина Владимировна! Ваш мастер класс по применению театрализации на уроке и внеурочное время просто бесценен. Сегодня дети хотят реализовать себя, показать свои возможности и научиться общению в коллективе, уважая друг-друга. Использование разнообразных форм театральной педагогики оживляет урок иностранного языка, делает его интересным и эмоциональным. Мы знаем, что язык рождается в общении. Театрализация во внеурочной деятельности помогает научить ребенка современной разговорной речи, т.к. урок и внеурочная деятельность характеризуются единством тематики, преемственностью лексико-грамматических явлений и навыков, общим принципом обучения:от простого - к сложному, включением всех видов речевой деятельности. Театрализация во внеурочной деятельности легко позволяет учителю использовать рифмовки, петь песни на иностранном языке, инсценировать знакомство, приветствовать гостей. все эти методы и приемы обеспечивают развитие речи школьников, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении. Согласна, что для создания мотивации уместно использование перчаточных кукол. подобная игра безусловна снимает искусственность моделированной ситуации общения, поскольку для младших школьников игра - часть их собственного мира, а значит их реальности.
ответить
19.01.2020
18:45
Новосёлова Надежда Николаевна
Здравствуйте, Валентина Владимировна! Спасибо за такой содержательный, весомый материал по театрализации на уроках и во внеурочной деятельности. Осознанное, выразительное, правильное чтение - ведущая задача в начальной школе. Решить ее должен обязательно каждый педагог. Если мы правильно расставим акценты, реализуем все этапы работы над произведением, будем использовать формы театральной педагогики, то наши ребята будут заинтересованными читателями. Сочинительство, пантомимические этюды, сказкотворчество, театральные игры и упражнения , кукольный театр развивают и раскрывают актерские таланты детей, наполняют сердца ребят добротой, учат сопереживать, учат взаимопомощи, общению. Ваши методические разработки буду использовать в практике своей работы. Благодарю за чудесный мастер- класс! Творческих успехов!
ответить
09.06.2019
00:04
Нурлыгаянова Наталья Николаевна
Здравствуйте, Валентина Владимировна! Вы решаете актуальную для современного образования проблему: дети, действительно, стали мало читать. Большинство детей увлечены игрой на компьютере, книги их не привлекают. Как научить ребёнка, подростка систематически читать художественную литературу, любить книгу, задумываться над её содержанием? Ответ на этот вопрос ищут многие преподаватели-словесники. Согласна с Вами: одним из способов привлечения школьников к чтению является театрализация. Материал, представленный Вами, подробно знакомит с приёмами театральной педагогики: сочинительство, пантомима, театральные игры и упражнения, сказкотворчество, этюды, кукольный театр. Театрализация произведений, изучаемых по школьной программе, способствует совершенствованию культуры речи, обогащению словаря ребёнка, многократному обращению к инсценируемому тексту, ребёнок овладевает навыками коллективного взаимодействия и работы в группах, сотрудничества и взаимопомощи. Инсценирование коротких художественных произведений, эпизодов, сказок, стихотворений на уроках и внеурочной деятельности побуждает учеников к осмыслению и собственной интерпретации литературного образа, возбуждает воображение и сопереживание, побуждает к более внимательному прочтению художественного текста. Использование игровых форм обучения и наглядных материалов способствует созданию развивающей образовательной среды на занятии, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности детей. Валентина Владимировна, спасибо Вам за представленный опыт работы. А сколько труда вложено в организацию и проведение этих мероприятий! Некоторые приёмы (сочинительство, сказкотворчество) мне знакомы, взяла на заметку Ваши рекомендации по организации театральных игр и упражнений. Хочу поделиться с Вами: https://psychildren.at.ua/index/aleksandra_borisovna_nikitina/0-31 - это ссылка на сайт Александры Борисовны Никитиной, педагога, театроведа, театрального критика, старшего научного сотрудника Детского музея, эксперта АНО культуры и образования «Пролог» и Московского общественного центра школьной театральной педагогики. Мне удалось посетить мастер-классы по театральной педагогике Александры Борисовны Никитиной, - очень интересные занятия. Всего Вам доброго, Валентина Владимировна.
ответить
08.03.2019
01:34
Михеева Лариса Петровна
Здравствуйте, Валентина Владимировна! Вы представили интересный и богатый материал по театральной деятельности. Его можно использовать не только с учащимися, но и смело воспитателями и узкими специалистами, в частности как и я, педагогами-психологами ДОУ. Методические материалы содержательны и несут в себе большую информацию, которая пригодится на практике. Большое Вам спасибо.
ответить
21.02.2019
11:21
Богомолова Ирина Сергеевна
Уважаемая Валентина Владимировна! Огромное Вам спасибо за предоставленный опыт работы. Материал изложен очень интересно и доступно. Считаю, что данная тема никогда не утратит своей актуальности. С удовольствием буду использовать некоторые приемы в своей работе.
ответить
16.01.2019
17:46
Николайченко Марина Геннадьевна
Уважаемая Валентина Владимировна! Спасибо за заинтересованность и увлеченность своим делом, возможность "не скучно" выстраивать свою урочную и внеурочную деятельность. Замечу, что с помощью театрализованной деятельности создается возможность реализации преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Радостно, что усилия воспитателей, которые занимаются с дошкольниками театрализованной деятельностью не пропадают, дети продолжают заниматься знакомым и любимым делом в школе. Спасибо Вам!
ответить
06.09.2018
14:40
Колпакова Виктория Владимировна
Здравствуйте, Валентина Владимировна! С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, это помогает ребенку, так же помогает раскрепоститься, стать уверенней в себе! Так же с помощью театрализации у ребенка развивается воображение! Мастер-класс очень понравился! С уважением, Виктория Владимировна!
ответить
28.06.2018
08:07
Пушкарева Галина Юрьевна
Валентина Владимировна, спасибо за предоставленный материал. Использование театрализации дает возможность воздействовать на эмоциональное состояние детей, мотивировать их поступки в условиях социализации. Данный вид деятельности учащихся применим и в старших классах. Ведь с 2019 года учащиеся 9-х классов будут обязаны пройти допуск к ОГЭ в форме собеседования по русскому языку. Мастер-класс интересен и актуален. Удачи Вам!
ответить
04.07.2018
13:28
Батурина Валентина Владимировна
Здравствуйте, Галина Юрьевна. Спасибо, что посетили мой мастер-класс. Очень рада, что он оказался интересным и полезным. Желаю вам творческих успехов. Спасибо.
20.06.2018
16:12
Стрельникова Нина Павловна
Валентина Владимировна, спасибо за мастер- класс, приятно было встретить коллегу по театральной деятельности. За долгие годы работы сама видела эти огромные результаты творческого роста ребенка, который занимается в театральной студии. Новых вам успехов и благодарных учеников! С уважением, Стрельникова Н.П.
ответить
04.07.2018
13:32
Батурина Валентина Владимировна
Здравствуйте уважаемая Нина Павловна. Большое спасибо за высокую оценку моего мастер-класс, за понимание значимости театральной педагогики в работе со школьниками. Желаю вам удачи и творческих успехов. Спасибо!