Элективный курс «Лексические нормы в

устной и письменной речи. Подготовка к ЕГЭ»

Боецкая Мария Александровна,

 

учитель русского языка и литературы 

 

МОУ "Лицей №35" города Ржева Тверской области

 Уважаемые коллеги!

 

Предлагаю Вашему вниманию тематическое планирование к элективному курсу, направленному на совершенствование речевых умений учащихся. К планированию прилагаю подборку теоретического и дидактического материала, который был отобран и систематизирован мной для работы на уроках по курсу.

 

  1. Пояснительная записка

       В недалёком прошлом Государственный Образовательный Стандарт предусматривал «функциональное» обучение по различным школьным дисциплинам, когда строго определены содержание предмета и сумма необходимых ЗУНов, то сейчас главенствующую позицию занимает обучение развивающее, «проблемное», которое позволяет научить школьника самостоятельно обретать необходимое знание на основе владения разнообразными познавательными операциями правильной речи.

В связи с новыми требованиями Государственного Стандарта одна из основных целей учебного предмета Русский язык в школе — это формирование языковых и речевых умений учащихся. Развитие речи должно быть систематическим, однако более интенсивно этот процесс должен протекать в старшем звене школы, ведь необходимо подготовить в лице выпускника грамотного носителя русского языка. Потому и тема данного мастер-класса может быть названа актуальной, так как его материалы помогут учителям-предметникам повысить эффективность работы по обучению учащихся лексическим нормам русского языка.

Элективный курс (курс по выбору) обязателен для старшеклассников, он предусматривается учебным планом в рамках школьного компонента и играет важную роль в структуре профильного образования старшей ступени школы. Основной задачей предметных курсов выступает расширение и углубление знаний по предметам, являющихся составной частью базисного учебного плана школы.

В данной работе спроектирован предметный элективный курс: «Лексические нормы в устной и письменной речи. Подготовка к ЕГЭ». Этот курс смогут выбрать те учащиеся, которые считают для себя необходимым повысить уровень своей лексической грамотности перед сдачей ЕГЭ.

Предлагаю тематическое планирование элективного курса для 10-го класса на 17 часов, то есть на полгода занятий частотностью один раз в неделю. Как правило, на занятия элективного курса отводится 34 часа, но в использовании такого количества часов обучения только на лексические нормы нет необходимости. Оставшиеся часы можно посвятить аналогичному курсу по обучению, например, грамматическим нормам.

Тематическое планирование по элективному курсу «Лексические нормы в устной и письменной речи. Подготовка к ЕГЭ

  Из приведённого поурочного планирования видно, что программа элективного курса направлена, в первую очередь, на формирование устойчивых навыков по соблюдению лексических норм у выпускников школы и, во вторую очередь, на подготовку к сдаче государственного экзамена. Основной задачей курса стало формирование у учеников понятия речевой ошибки, так как именно на теоретическом фундаменте легко формировать грамотную речь. Для того чтобы ученики быстро сориентировались во всех видах отступлений от лексических норм, на первом же уроке предусматривается лекция о классификации речевых ошибок, а остальные часы посвящены работе над каждым видом ошибки в отдельности. Попутно для занимательности обучения рекомендуется задавать ученикам проблемные вопросы. Это необходимо для того, чтобы разбудить в них самостоятельность мысли, потребовать от них собственных решений выдвинутых задач. Например, во время урока по заимствованной лексике можно порассуждать с учениками о том, страшны ли заимствования русскому языку. Исключение из картины общеметодологического курса составляют уроки-практикумы, которые несут функцию промежуточного обобщения по темам и отработки умений по типовым заданиям из различных пособий, готовящих к ЕГЭ. Исключением также можно назвать последний урок курса. Это урок контроля и коррекции знаний, включающий и нетрадиционные формы проверки усвоения учебного материала.

2. Методический и дидактический материал

Краткая справка для работы. Виды речевых ошибок.

   Говоря о содержании урока курса, особенно нужно отметить характер заданий, которые рекомендуется давать ученикам. Прежде всего, в упражнения, предлагаемые учителем, должен войти негативный материал из ЕГЭ прошлых лет. Примеры лексических ошибок из сочинений должны предлагаться будущим выпускникам для исправления. Подобный негативный материал можно взять из отчётов региональных комиссий ЕГЭ, а также на официальных сайтах, посвящённых экзамену.

Нижеприведённый дидактический материал представляет собой подборку упражнений для работы на занятиях курса. Тексты взяты из пособий и учебников различных авторов, а также дополнены материалом из моего личного архива, который пополнялся за счёт практики в школах и сотрудничества со старшими коллегами и экпертами ЕГЭ Тверской области. Со списком использованной литературы можно ознакомиться ниже.

Дидактический материал для работы на уроках курса

Методические рекомендации и список использованной литературы

Рецензия

Рецензия_лист_2

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
09.06.2019
01:44
Нурлыгаянова Наталья Николаевна
Здравствуйте, Мария Александровна! Актуальность Вашего мастер-класса обусловлена требованиями Государственного Стандарта. Одной из основных целей учебного предмета Русский язык в школе является формирование языковых и речевых умений учащихся. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости): разграничение паронимов, плеоназм, речевая избыточность, тавтология, употребление фразеологизмов – вызывают затруднения. Почему? Невнимательность, небрежность говорящего и пишущего, незнание или неточное знание лексического значения слова, фразеологизма, низкий уровень читательской компетентности школьников. Примеры лексических (речевых, грамматических) ошибок из сочинений учащихся 5-11 классов предлагаю для исправления, что способствует формированию устойчивых навыков по соблюдению лексических норм. Спасибо Вам, Мария Александровна, за подборку упражнений из пособий и учебников различных авторов. Важно работу по формированию речевых умений вести систематически. Ваши дидактические материалы беру на заметку, буду использовать в работе по обучению учащихся лексическим нормам русского языка.
ответить
21.02.2019
12:50
Богомолова Ирина Сергеевна
Уважаемая Мария Александровна! Выражаю Вам огромную благодарность за предоставленный материал. Ваш мастер-класс, безусловно, имеет огромную практическую значимость.
ответить
08.12.2018
00:13
Ефименко Наталья Викторовна
Мария Александровна! Огромное спасибо за Вашу работу! Очень грамотно, интересно! Такой объём заданий потрясает! Вы молодец!
ответить
21.11.2018
00:46
Катаева Ольга Юрьевна
Уважаемая Мария Александровна! Большое спасибо за актуальный мастер-класс! Представленный Вами дидактический и лекционный материал, тематическое планирование элективного курса беру в свою методическую копилку.
ответить
05.11.2018
11:09
Дружинина Любовь Ивановна
Уважаемая Мария Александровна, представленный вами элективный курс актуален. Работа по совершенствованию речевых умений учащихся должна быть систематической.В этом плане большим подспорьем для учителя будет ваше тематическое планирование. Вами накоплен богатый дидактический материал по данной теме, который можно использовать как на уроках, так и на занятиях элективного курса.
ответить
02.11.2018
01:58
Иванова Екатерина Геннадьевна
Уважаемая Мария Александровна! Спасибо за мастер-класс, особенно за подборку дидактического материала. Хочу заметить, что речевая культура обучающихся внутри одного класса может быть неодинакова. Скажите, пожалуйста, как Вы учитываете при работе индивидуальные речевые возможности детей?
ответить
03.11.2018
16:18
Боецкая Мария Александровна
Екатерина Геннадьевна, я согласна с Вами, что в одном конкретном классе можно увидеть детей различной речевой культуры в зависимости от уровня обученности. Иногда я уроки практики строю не на тренировочных упражнениях, оттачивающих умения, а на упражнениях, расширяющих кругозор, так сказать. Условно говоря, чтобы ученик начал использовать, предположим, фразеологизм, нужно, чтобы он хотя бы приблизительно понимал суть феномена, чтобы он изучил как можно больше примеров. Если не дать ребёнку блок с примерами (лучше с иллюстрациями), то ученик просто избежит сложных для него оборотов речи, не станет экспериментировать в сочинении, и основной ошибкой в работах станет косноязычие, бедность синтаксической конструкции, повторение слов.
31.10.2018
14:03
Русанжик Марина Анатольевна
Мария Александровна, спасибо огромное за предоставленный материал. Очень ценный, нужный. С удовольствием буду использовать на своих занятиях!
ответить
31.10.2018
14:53
Боецкая Мария Александровна
Благодарю за оценку! Рада быть полезной.