Элективный курс «Лексические нормы в
устной и письменной речи. Подготовка к ЕГЭ»
Боецкая Мария Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ "Лицей №35" города Ржева Тверской области Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию тематическое планирование к элективному курсу, направленному на совершенствование речевых умений учащихся. К планированию прилагаю подборку теоретического и дидактического материала, который был отобран и систематизирован мной для работы на уроках по курсу.
|
- Пояснительная записка
В недалёком прошлом Государственный Образовательный Стандарт предусматривал «функциональное» обучение по различным школьным дисциплинам, когда строго определены содержание предмета и сумма необходимых ЗУНов, то сейчас главенствующую позицию занимает обучение развивающее, «проблемное», которое позволяет научить школьника самостоятельно обретать необходимое знание на основе владения разнообразными познавательными операциями правильной речи.
В связи с новыми требованиями Государственного Стандарта одна из основных целей учебного предмета Русский язык в школе — это формирование языковых и речевых умений учащихся. Развитие речи должно быть систематическим, однако более интенсивно этот процесс должен протекать в старшем звене школы, ведь необходимо подготовить в лице выпускника грамотного носителя русского языка. Потому и тема данного мастер-класса может быть названа актуальной, так как его материалы помогут учителям-предметникам повысить эффективность работы по обучению учащихся лексическим нормам русского языка.
Элективный курс (курс по выбору) обязателен для старшеклассников, он предусматривается учебным планом в рамках школьного компонента и играет важную роль в структуре профильного образования старшей ступени школы. Основной задачей предметных курсов выступает расширение и углубление знаний по предметам, являющихся составной частью базисного учебного плана школы.
В данной работе спроектирован предметный элективный курс: «Лексические нормы в устной и письменной речи. Подготовка к ЕГЭ». Этот курс смогут выбрать те учащиеся, которые считают для себя необходимым повысить уровень своей лексической грамотности перед сдачей ЕГЭ.
Предлагаю тематическое планирование элективного курса для 10-го класса на 17 часов, то есть на полгода занятий частотностью один раз в неделю. Как правило, на занятия элективного курса отводится 34 часа, но в использовании такого количества часов обучения только на лексические нормы нет необходимости. Оставшиеся часы можно посвятить аналогичному курсу по обучению, например, грамматическим нормам.
Из приведённого поурочного планирования видно, что программа элективного курса направлена, в первую очередь, на формирование устойчивых навыков по соблюдению лексических норм у выпускников школы и, во вторую очередь, на подготовку к сдаче государственного экзамена. Основной задачей курса стало формирование у учеников понятия речевой ошибки, так как именно на теоретическом фундаменте легко формировать грамотную речь. Для того чтобы ученики быстро сориентировались во всех видах отступлений от лексических норм, на первом же уроке предусматривается лекция о классификации речевых ошибок, а остальные часы посвящены работе над каждым видом ошибки в отдельности. Попутно для занимательности обучения рекомендуется задавать ученикам проблемные вопросы. Это необходимо для того, чтобы разбудить в них самостоятельность мысли, потребовать от них собственных решений выдвинутых задач. Например, во время урока по заимствованной лексике можно порассуждать с учениками о том, страшны ли заимствования русскому языку. Исключение из картины общеметодологического курса составляют уроки-практикумы, которые несут функцию промежуточного обобщения по темам и отработки умений по типовым заданиям из различных пособий, готовящих к ЕГЭ. Исключением также можно назвать последний урок курса. Это урок контроля и коррекции знаний, включающий и нетрадиционные формы проверки усвоения учебного материала.
2. Методический и дидактический материал
Краткая справка для работы. Виды речевых ошибок.Говоря о содержании урока курса, особенно нужно отметить характер заданий, которые рекомендуется давать ученикам. Прежде всего, в упражнения, предлагаемые учителем, должен войти негативный материал из ЕГЭ прошлых лет. Примеры лексических ошибок из сочинений должны предлагаться будущим выпускникам для исправления. Подобный негативный материал можно взять из отчётов региональных комиссий ЕГЭ, а также на официальных сайтах, посвящённых экзамену.
Нижеприведённый дидактический материал представляет собой подборку упражнений для работы на занятиях курса. Тексты взяты из пособий и учебников различных авторов, а также дополнены материалом из моего личного архива, который пополнялся за счёт практики в школах и сотрудничества со старшими коллегами и экпертами ЕГЭ Тверской области. Со списком использованной литературы можно ознакомиться ниже.
Дидактический материал для работы на уроках курса
Методические рекомендации и список использованной литературы
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
01:44 Нурлыгаянова Наталья Николаевна
12:50 Богомолова Ирина Сергеевна
00:13 Ефименко Наталья Викторовна
00:46 Катаева Ольга Юрьевна
11:09 Дружинина Любовь Ивановна
01:58 Иванова Екатерина Геннадьевна
16:18 Боецкая Мария Александровна
14:03 Русанжик Марина Анатольевна
14:53 Боецкая Мария Александровна