Проектная внеурочная деятельность учащихся начальной школы как условие развития их творческих способностей.
Сергеева Татьяна Иосифовна
Уважаемые коллеги! Я думаю, что вас заинтересует вопрос о том, как можно развивать творческие способности учеников через участие в проектной деятельности. Буду рада, если мой материал будет вам полезен.
|
Пояснительная записка
Согласны ли вы, что проектная деятельность способна развивать творческие способности учащихся? Я постараюсь вас в этом убедить.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. Это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит деятельностный подход, направленный на развитие не только познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также на развитие творческих способностей учащихся.
Ведь главная задача педагога – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества и творческую индивидуальность.
В различных видах проектов я использую элементы творческого проекта, так как он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход, а именно, театрализацию, продукты декоративно-прикладного творчества, литературное творчество (сказки, стихотворения), видеофильмы к таким этапам проекта, как представление идеи проекта и защита или представление результатов проекта.
Выбирая тему проекта, а соответственно и проблему своего исследования, мои ученики становятся не только авторами своей работы, они «вживаются» в содержание проекта, стараются пережить, проникнуться, даже немножко войти в роль исследуемого объекта и встать на его место, а также увидеть ценность, значимость и нужность проблемы для себя и окружающих.
Поэтому этап представления идеи проекта на Ярмарке для моих детей – это целое театрализованное представление в костюмах, которое длится 5-7 минут, но за этим коротким выступлением стоит большая творческая подготовка.
На этапе защиты и представлении результатов проектов ребята создают творческие продукты – это видеофильмы, сказки, стихотворения, рисунки.
Все свои творческие наработки, полученные в ходе проектной деятельности, мы отправляем на различные конкурсы, где получаем высокую оценку творческой деятельности детей.
Участие в проекте родителей – это тоже важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. Совместная проектная деятельность в воспитании занимает особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей, а также создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Абсолютно каждый: и ученик, и родитель, и педагог вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом деятельности. А полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Теперь можно с уверенностью сказать, что метод проектов действительно позволяет развивать творческие способности детей, а также реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика и родителя.
Методические и дидактические материалы
Я предлагаю вам познакомиться с представлениями идей разных по тематике проектов:
1. «Необычный джентльмен» - проект о планете Сатурн
2. «Посланница богини Солнца» - проект о божьей коровке
3. «Ромашка – для души и тела» - проект о ромашке
4. «Мой ласковый и нежный зверь» - проект о кошках
5. «Коса – русская краса»
6. «Чай пить – здоровым быть»
7. «Могут ли комнатные растения вылечить простуду?»
8. «Солдат по имени Солнце»
9. «Сюрприз для одноклассников»
В этих материалах представлен текст выступления и к нему идёт презентация. Также по некоторым представлениям идей проекта предлагаю посмотреть видео: как дети творчески представляют идеи своего проекта.
Проект Мой ласковый и нежный зверь
проект Посланница богини Солнца
проект Ромашка - для души и тела
проект Чай пить - здоровым быть
проект Могут ли комнатные растения вылечить простуду?
проект Сюрприз для одноклассников
Также вашему вниманию представлены результаты (литературное творчество) некоторых проектов, это стихотворения, сказки, видеофильмы, авторы которых мои ученики.
Методические рекомендации
Все этапы проекта мы с ребятами обязательно выполняем. Я остановлюсь на тех моментах или этапах проекта, которые помогают раскрыть и развивать творчество учеников в разных направлениях.
Перед Ярмаркой, на которой мы представляем идеи своих проектов, мы с ребятами стараемся
- собрать как можно больше информационного материала по теме проекта. Затем его прочитываем, отмечаем, обсуждаем интересные, «яркие» на наш взгляд факты, моменты, если нужно, то ещё и классифицируем материал, записываем возникшие вопросы, на которые хочется обязательно найти ответы.
-Затем обдумываем содержание представления своего проекта: что мы готовы уже рассказать слушателям по теме проекта, чем можем и как заинтриговать их, удивить, а также в чем попросить совета или предложений по реализации проекта.
-Следующий этап – это театрализация данного материала, его необычное творческое преподнесение слушателям. Здесь на помощь отобранному материалу идут стихотворения: либо об объекте исследования, которые мы «пересочиняем», т. е. какие – то строчки оставляем, какие-то изменяем, либо мы их сочиняем с детьми сами и с помощью родителей.
-Последний этап- это презентация (без текста, дети всё учат наизусть), которая сопровождает выступление.
Каждый проект должен иметь результат, иначе говоря, продукт своего исследования. У многих исследовательских проектов, которыми занимались ребята, результатом становилось их литературное творчество: это были стихотворения, в содержании которых прослеживался весь материал проекта или звучала благодарность тем, о ком был проект. Это сказки экологической и природоведческой направленности, несущие другим ребятам познавательный материал о каких-либо объектах. Созданные детские литературные шедевры можно учителю использовать на уроках и во внеурочной деятельности.
Хочется отметить, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду. Эта среда даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин, а также раскрыть свой внутренний мир.
Уважаемые коллеги! Буду признательна, если наше совместное творчество с детьми вдохновит вас и ваших учеников на творческие порывы в проектно-исследовательской деятельности, откроет перед вами те творческие странички ваших учеников, о которых вы и не предполагали. Желаю удачи!
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
23:08 Полуянов Эдуард Александрович
17:44 Чернова Ирина Евгеньевна
18:50 Сергеева Татьяна Иосифовна
23:01 Батурина Валентина Владимировна
18:54 Сергеева Татьяна Иосифовна