Бутакова Ольга Петровна, учитель информатики высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №19 г.Томска |
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса в школе в соответствии с ФГОС является широкое использование в учебном процессе системно-деятельностного подхода, активных и интерактивных форм обучения.
Анализ использования современных образовательных технологий показывает, что интеграционная, интерактивная, проектная и игровая технологии являются эффективными инновационными технологиями, которые значительно повышают уровень активности и самостоятельности обучающихся, внутреннюю мотивацию учащихся, учат работать в команде, развивают готовность и способность учащихся к саморазвитию, позволяют направить усилия учащихся на достижение значимого для них результата.
Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира. Преодолеть эти трудности позволяет интеграция предметов.
Интеграция (лат., Integer - целый) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Актуальность интеграции информатики с другими предметами продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Сочетание и системное применение интеграции дает возможность добиться не только понимания предмета, но и умения переносить полученные знания, способы и приемы деятельности из одной образовательной области в другую; является средством расширения возможностей школьного образования, проводником инновационных идей, способом методического обогащения педагога и повышения эффективности учебного процесса.
Интеграция ИКТ с другими предметами открывает значительные возможности расширения образовательных рамок. Важно организовать такую деятельность на уроке, которая вызывает высокий уровень мотивации, осознанную потребность в усвоении знаний и умений, дает высокий результат и соответствует социальным нормам. Такого рода деятельность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Сочетание и системное применение интеграции позволяет формировать следующие компетенции обучающихся: информационную; коммуникативную; социальную; предметную.
Уроки информатики - это универсальное связующее звено, позволяющее "соединить" практически все школьные дисциплины, сформировать целостное представление о мире и его информационном единстве. При составлении тематического планирования на год целесообразно согласовывать с учителями – предметниками темы модулей по информатике с темами, изучаемыми на других предметах для подбора практических заданий.
Например, изучая текстовый редактор, учащиеся набирают, форматируют и редактируют тексты, связанные с биографиями ученых, писателей, путешественников, исторических личностей или характеристиками животных и растений.
Изучение электронных таблиц Excel в 9 классе проходит параллельно с темой «Функции» на уроках алгебры. Задания для отработки навыков построения графиков дает учитель математики. Перед учениками ставится задача не только построить график, но и проанализировать его. Такая практика помогает закрепить знания свойств различных математических функций.
Углубление темы «Электронные таблицы» происходит в 10 классе. Учащиеся разрабатывают собственные тесты в Excel по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». В настоящее время разработка тестов особо актуальна, т.к. контроль знаний по всем предметам осуществляется в тестовой форме. Выполняя эту работу, учащиеся закрепляют знания по решению уравнений и неравенств по тригонометрии и умения по работе в программе Excel.
В процессе освоения технологии создания и обработки графической информации учащиеся осваивают программу автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. Эта программа является системой компьютерного черчения и предназначена для создания геометрических чертежей, в ней есть возможность отработки навыков построения геометрических фигур. Учащиеся выполняют задания на геометрические построения с помощью «циркуля и линейки»: деление отрезка в данном отношении; построение треугольника по данным элементам, биссектрисы угла и другие.
Раздел «Моделирование» в курсе информатики невозможно изучать без интеграции с другими предметами. Исследуя табличные модели, обучающиеся составляют таблицы и диаграммы по географии, биологии, математике, физике, анализируют полученные данные. Наиболее эффективно совпадает тема «Табличные модели» с темами по географии «Население России» (9 класс), «Население мира» (10 класс), климат России (8 класс). Практические работы по географии и информатике по этим темам мы проводим совместно с учителем географии Беззубенко С.А.
Учащиеся в группах выполняют задания на построение таблицы в программе Excel, используя наборы данных приложений учебника по географии о площади субъектов Российской Федерации и численности населения по субъектам РФ и районам или по странам мира, о численности городского населения, национальном составе, числе родившихся и умерших по годам. Затем выполняют в табличной форме расчеты по определению плотности населения, естественного прироста. Также они должны отсортировать данные в определенном порядке, выбрать наиболее удобный тип диаграммы и построить ее. На заключительном этапе урока учащиеся представляют полученные результаты, анализируют их и делают выводы.
Практическую и продуктивную направленность, развивающую эмоциональный и интеллектуальный опыт учащихся, имеют интегрированные уроки с применением ИКТ и интерактивных технологий. Важно отличать интегрированные уроки от уроков с компьютерной поддержкой, где учитель информатики может выступить в качестве лаборанта или консультанта. Роль его в этом случае сводится к обеспечению унарного урока по какой-либо дисциплине техническими средствами обучения и демонстрации программного продукта, например, интерактивной презентации, учебного фильма, обучающей или тестирующей программы. Интегрированный урок подразумевает, что обе дисциплины равноправны, распределение времени на нем, отведенное для каждого предмета и учителя, примерно одинаково. На интегрированном уроке ставятся цели и задачи, относящиеся как к одному предмету, так и к другому, таким же образом подводится итог урока и отметки выставляются по обоим предметам. Практика проведения бинарных уроков позволяет увеличить информативную ёмкость уроков, закрепляет практические навыки владения информационными технологиями, развивает аналитическое мышление обучающихся и умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Пример интегрированного урока – урок в 8 классе «Природные уникумы Урала». В ходе подготовки к уроку учащиеся имеют возможность личностного самоопределения и самореализации. Творческие замыслы учащихся осуществляются через подготовку проектов об уникальных природных объектах Урала, информацию о которых они находят на уроках информатики, обрабатывают и предъявляют в виде сообщения, сопровождаемого мультимедийной презентацией. Для контроля знаний учащихся на данном уроке используется интерактивный прием - цифровой ресурс по типу игры «Лабиринт». Использование интерактивных медиапродуктов на уроках позволяет увеличить объем новой информации, повысить уровень наглядности, автоматизировать процесс контроля знаний, формирует информационную культуру и компетентность школьников.
Интеграция информатики с другими предметами является эффективным средством для организации проектной деятельности обучающихся. Проектная деятельность развивает готовность и способность учащихся к саморазвитию, позволяет направить усилия учащихся на достижение значимого для них результата. Учащиеся сами выбирают тему проекта, форму его выполнения (индивидуальную или групповую), степень сложности, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и оформляют результат работы в виде презентаций, медиа-игр, электронных кроссвордов, тестов, виртуальных экскурсий. У них развивается и реализуется творческий потенциал, формируются навыки коллективной работы. Свои проектные работы учащиеся представляют не только на уроках и внеурочных мероприятиях, а также на конференциях и конкурсах разного уровня.
Интегрированный подход в обучении и образовании является составной частью технологии проблемного обучения, дает возможность добиться не только понимания предмета, но и умения переносить полученные знания, способы и приемы деятельности из одной образовательной области в другую; является средством расширения возможностей школьного образования, проводником инновационных идей, способом методического обогащения педагога и повышения эффективности учебного процесса.
Методическая разработка интегрированного урока "Уникумы Урала"
Практическая работа "Построение табличных информационных моделей по теме «Население России»
Климатограммы Инструкция по построению климатограммы
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
02:31 Живова Татьяна Юрьевна
11:40 Попова Елена Ивановна
12:22 Терентьева Наталья Викторовна
17:43 Бутакова Ольга Петровна
20:21 Сергеева Татьяна Иосифовна
21:05 Галкина Ирина Анатольевна