Применение нетрадиционной художественной техники с использованием макарон с дошкольниками с нарушением интеллекта на занятиях художественно-эстетического развития
Тимошенкова Людмила Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория, педагогический стаж в данном учреждении - 26 лет Казенное общеобразовательное учреждение Омской области" Калачинская адаптивная школа-интернат": http://ouint.kalach.obr55.ru/ Награждена Почетной Грамотой Министерства образования Омской области за большой личный вклад в практическую подготовку обучающихся и воспитанников, в развитие их творческой активности и самостоятельности (Распоряжение №1868 от 11 мая 2012 года). |
Уважаемые коллеги! Приглашаю вас посетить авторский мастер-класс. Приятного всем просмотра!
Мастер – класс: «Применение нетрадиционной художественной техники с использованием макарон с дошкольниками с нарушением интеллекта на занятиях художественно-эстетического развития»
Пояснительная записка
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного воспитания и умственного развития дошкольников, имеющими интеллектуальные проблемы. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, каждому дошкольнику необходим определенный уровень знаний, умений и навыков (т.е творческое саморазвитие). Именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» является приоритетным направлением в деятельности ДОУ, а также одним из важнейших аспектов социальной реабилитации и адаптации детей с нарушением интеллекта при овладении программой дошкольного обучения. Основная задача этого направления: коррекция недостатков психофизического развития, подготовка дошкольников с нарушением интеллекта к трудовой деятельности.
В дошкольном возрасте недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник с использованием макарон для развития творческих способностей. Дошкольники с нарушением интеллекта не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные художественные техники как макаронная техника. Нетрадиционные техники с использованием макарон практически не востребованы в образовательном процессе.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения для детей с ОВЗ является развитие у воспитанников мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.
При первичной проведённой диагностике в дошкольной группе на начало учебного года оказалось, что у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Трудность оказалась в том, что результаты динамики развития двигательной сферы вновь принятых детей на занятиях «Художественно – эстетического развития» указали на ослабленность развития ручной и мелкой моторики. У значительной части детей недостаточность развития моторики рук выражается в виде:
- несогласованности действия рук (неловкость, скованность, недифференцированность)
- нарушением координации сложных движений (неуверенности в выполнении точно дозированных движений, отсутствие правильной пространственной организации движений)
- снижением работоспособности и характера деятельности, переключения с одной деятельности на другую
- дети быстро устают
- невыполнение правил и инструкций
- слабое развитие мелкой моторики рук (нарушение мышечного тонуса)
- задержка формирования основных моторных функций.
Диагностические исследования показали, на что нужно обратить особое внимание, где наблюдаются проблемы и наметить пути их решения.
Важность проблемы вызвала необходимость провести поиск дополнительных средств и методов обучения, применить комплексные меры, способствующие развитию движения рук и ручной умелости у дошкольников с нарушением интеллекта. Возникла необходимость в новом подходе к преподаванию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Как специалист дошкольного образования я понимаю, что основной моей задачей является грамотная реализация программы, по которой работает дошкольное учреждение. Но как человек творческий, мне важно привносить в свою деятельность что-то новое, интересное, порой нестандартное в исполнении и материале изготовления. Поэтому, в поддержке инновационной деятельности в реализации образовательной области внедрила и применила нетрадиционную художественную технику с использованием макарон (макаронная техника).
Идея применения макарон на занятиях художественно-эстетического развития пришла случайно. Почему меня заинтересовала эта техника? Во-первых, использование новых интересных техник изображения в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта. Во-вторых, зная, особенности наших детей, которые имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы, позволяет эти недостатки корригировать. Благодаря разнообразию форм, удобству и абсолютной безопасности макаронные изделия - идеальный «строительный» материал для изготовления продуктов детского творчества.
Во время работы с макаронами активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе, и на развитие речи у детей. Простые макароны - это хорошая пальчиковая гимнастика! Этот доступный, удивительный, неординарный, отличный поделочный материал я взяла за основу, продолжила работу с дошкольниками по теме самообразования «Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
В творчестве дошкольников важна интеграция различных видов творческой деятельности. Поэтому в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» входят следующие учебные курсы:
- лепка
- ручной труд
- аппликация
Использование такого интересного материала как макаронные изделия, позволяет сочетать в разных видах творческой деятельности (лепка, ручной труд, аппликация). Такое объединение курсов способствует повышению качества образовательного процесса. Следовательно, есть все основания рассматривать художественный труд как платформу для развития мелкой моторики и коррекции нарушений моторных функций в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении. В связи с этим возникла потребность максимально эффективно скорректировать и правильно построить воспитательный процесс с дошкольниками с НИ на занятиях продуктивного характера, с обязательным применением разных по форме, структуре, цвету макаронных изделий.
Поставила перед собой основную цель: развивать у детей тонкую моторику пальцев рук через применение макаронных изделий на занятиях художественно-эстетического развития (лепка, ручной труд, аппликация)
Метод работы с макаронами позволил решить главные задачи, которые являются в моей работе приоритетными:
• Познакомить детей с новым видом художественной деятельности (использование макарон).
• Вызвать устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности.
• Повысить эмоционально-положительный фон для творческой самореализации детей, создавая благоприятные условия.
• Совершенствовать художественные способности детей.
• Развивать творческую фантазию, продуктивное воображение и способность к самовыражению в процессе создания образов с использованием различных макарон.
• Способствовать развитию сенсо-моторики – согласованности в работе глаза и руки.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, умение работать в коллективе.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильное ощущение.
• Воспитывать усидчивость и терпение, способность доводить начатое дело до конца.
• Прививать трудовые навыки владения основным материалом и дополнительными инструментами.
Первый этап работы "Ознакомительный"
Начали мы наше знакомство с того, что рассмотрели разные виды макарон (колесики, палочки, звездочки, бантики, перья, ракушки). Рассказала детям историю создания макарон, как можно их использовать, показывала работы в данной технике и обращала внимание, на выразительные средства.
Так же выполняли сортировку макарон по размеру, форме, цвету.
Впервые начав пробовать эту работу, боялась, что детям будет сложно, не интересно, но ошиблась. На первых же занятиях дети проявили большой интерес, увлеклись этой деятельностью. В первую очередь было у моих воспитанников удивление, проявление интереса, а далее желание работать с макаронами.
Второй этап работы "Обучающий" (художественно-познавательного характера, в основе которого лежит изучение структуры, методов, средств создания художественного образа, изображения)
Сначала приступили непосредственно к выкладыванию макарон на белой бумаге, затем на цветном картоне. После этого предлагала детям готовые шаблоны и цветные сюжетные картины с определённым заданием - дополнить сюжет крашенными макаронами, которые дети самостоятельно накладывали. Процесс работы с цветными макаронами вдохновил детей.
На этом этапе начали раскрашивать макаронные изделия. Это стало самым ответственным моментом. Раскрашивать макаронные изделия детям очень нравится – гуашь замечательно ложится – получается яркий устойчивый цвет.
Задачи этапа:
- учить аккуратно раскрашивать макароны для создания будущих работ;
-воспитывать интерес к созданию аппликации с применением необычных материалов.
Затем уже нанизывали и составляли бусы из цветных разнообразных макарон.
Следующей деятельностью было самостоятельное создание сюжета из цветных макарон (рамочку из макарон, изображение ракеты и т.д.)
Именно после этой творческой, интересной для ребят деятельности приступили непосредственно к самой аппликации.
Сначала предлагала детям готовые шаблоны, которые они самостоятельно накладывали на разноцветный картон, обводили, вырезали, а затем уже по контуру выкладывали понравившиеся макаронные изделия, делали фон – приклеивали макароны в разнообразном порядке.
Третий этап "Развивающий"(заключительный) художественно-творческого характера.
Я решила применять нетрадиционную технику на занятиях «Художественно-эстетического развития».
образовательная область «Лепка» (дополнение изделий макаронами)
Дошкольники стали испытывать интерес, познание, "включение" в практический процесс, применяя макаронные изделия при лепке.
образовательная область «Аппликация» (частичное использование макарон)
Чтобы выполнить работу аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину ребёнку-дошкольнику нелегко. Еще труднее – нанести на нее клей и поместить в нужное место на картоне или бумаге. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, воспитываю у детей умение регулировать силу и точность своих движений.
Красиво и необычно выглядят цветные макароны, наклеенные на основу из картона.
образовательная область «Ручной труд» (составление композиций из макарон)
Именно ручной труд является мощным средством, прекрасным «гимнастическим снарядом» для развития, прежде всего интеллекта и эмоционально-волевой сферы у дошкольников данной категории.
Этот процесс самостоятельной творческой и интеллектуальной деятельности ребенка считаю самым сложным, но при этом необходимым. Проявляя свои способности ручной умелости, фантазию, самостоятельность результатом является созданный ребенком художественный образ.
Такое объединение учебных курсов направлено на развитие умственных и практических действий дошкольников, способствует повышению качества образовательного процесса.
Готовые изделия отличаются особой красотой и необычностью. Разнообразие форм и размеров макаронных изделий помогают воплотить в жизнь самые смелые и оригинальные идеи и задумки. А какие замечательные, удивительные работы получаются из макаронных изделий! И вот что получилось у моих, пока ещё самых маленьких кудесников!
Эта деятельность с применением нестандартного казалось бы материала стала не только мне, моим воспитанникам - дошколятам интересна. Увлеклись так же и родители детей. Они стали заниматься развивающим занятием со своими детьми дома. Такая тесная взаимосвязь "педагог-ребёнок-родитель" дополнила продолжение этого удивительного творчества не только в дошкольном учреждении, а также и в домашних условиях.
Процесс работы с макаронами увлёк всех: детей и их родителей! Поэтому решили оформить в группе творческую совместную с детьми (итоговую) выставку "Волшебная страна Макарония", в которой приняли активное участие все воспитанники дошкольной группы, их родители. Представили на выставку совместного творчества разнообразные поделки по технике выполнения, а также использованию форм и размеров макаронных изделий. Старались все: взрослые и дети!
Макароны — незаменимый материал для конструирования и украшения объемных композиций — например, создания декораций для сказок. Сделала театральный уголок в дошкольной группе с привлечением своих воспитанников. Девочки активно раскрасили макаронинки в виде цветочков и листиков, после этого декорировали крашенные макароны блёстками и неоновой гелью, затем приклеивали на основание, дополнив общую декорацию театрального уголка.
В конце учебного года оформила фойе коридора дошкольной группы «Вот что делают ладошки – наши маленькие крошки». Детские картины, выполненные в нетрадиционной технике с использованием макарон стали настоящим украшением детского сада. Дополнением оформления фойе послужило участие родителей – с желанием выполнили вазу из макарон с ромашками.
Для формирования объективной самооценки стараюсь привлекать детей к участию в конкурсах и выставках детского художественного творчества на уровне группы, школы, города, области и Российской Федерации.
Результатами активной работоспособности воспитанников в продуктивной деятельности с применением нетрадиционной техники с использованием макарон, являются почетные грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты, ценные призы.
Считаю, поставленные цель и задачи при проведении коррекционно - воспитательной работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях художественно - эстетического цикла с использованием макаронной техники полностью раскрыты и достигнуты, отвечают всем требованиям, дают свои положительные результаты, поэтому я продолжаю применение макаронных изделий на занятиях художественно-эстетического развития.
Методические рекомендации
В работе по развитию мелкой моторики у воспитанников придерживаться следующих правил:
• Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.
• Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
• Работу проводить регулярно, систематически.
• Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
• Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
• Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
• Стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
В процессе работы использовать следующие формы работы:
• Коллективная
• Индивидуальная
• Самостоятельной познавательной деятельности
Методы работы:
• Словесный
• Игровой
• Наглядный
• Практический
При выборе с чего и что же начинать делать используя макароны, конечно прежде всего необходимо:
ориентироваться на возраст ребенка в дошкольной группе
составить план – график реализации коррекционно - образовательной деятельности (этапы работы) с использованием нетрадиционной художественной макаронной техники на занятиях художественно-эстетического развития:
• Первый этап работы "Ознакомительный"
• Второй этап работы "Обучающий"
• Третий этап "Развивающий" (заключительный)
Методический и дидактический материал
Конспект занятия по ручному труду "Изготовление черепашки из макарон"
Конспект занятия по лепке "Синичка"
Приложения к занятию по лепке "Синичка"
Краткосрочный творческий проект с дошкольниками старшей группы детей с нарушением интеллекта
Уважаемые коллеги! Мне приятно, если материал для вас будет интересным, полезным в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта.
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
11:42 Хотеловская Алёна Владимировна
00:39 Тимошенкова Людмила Ивановна
16:02 Тимошенкова Людмила Ивановна
15:55 Козюкова Елена Анатольевна
20:23 Максимова Алёна Алексеевна
16:01 Тимошенкова Людмила Ивановна
23:50 Гринкевич людмила Николаевна
23:13 Егорова Эльвира Башировна
16:40 Моисеева Раиса Ивановна
16:23 Тимошенкова Людмила Ивановна
23:04 Моисеева Раиса Ивановна
17:18 Тимошенкова Людмила Ивановна
15:48 Скрынникова Инна Николаевна