Работа с текстом.

 

Галимзянова Ольга Александровна,

учитель начальных классов МБОУ "Новоселовская СОШ" с.Новосёлова Колпашевского района Томской области.

Высшая квалификационная категория.

 

Уважаемые коллеги!
Представляю Вашему вниманию систематизированные приёмы и методы работы с текстом в начальных классах. Предложенный материал, возможно, будет интересен учителям языковедам среднего и старшего звена. Буду рада, если данные материалы пригодятся при подготовке уроков.

Пояснительная записка


     В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Он не только должен владеть суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.
Все это может дать человеку Чтение.
    В работе с текстом не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании. Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

   В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

 Методические и дидактические материалы
Методики работы с текстом
Работа с текстом в Технологии КСО
Работа с тексом в Технологии критического мышления через чтение и письмо
Сценарий урока.

Методические рекомендации
    Непосредственно чтение осуществляется на смысловой стадии. Следует учитывать, что этот процесс можно организовать по-разному, и от способа его организации будет зависеть его эффективность. Для реализации идеи вдумчивого чтения в технологии используются такие методические приемы, которые позволяют воспринимать информацию активно. Более того, работая с текстом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно, никто не влияет на него извне, ребенок получает возможность контролировать себя сам и таким образом движется к достижению поставленных на стадии вызова личных целей.
Принято выделять 3 этапа смыслового чтения:
1. Работа с материалом до его прочтения. Дети изучают заголовок, иллюстрации, фамилию автора, если таковой имеется. Предполагают, почему произведение названо именно так, а не иначе, о чем будет вестись в нем речь, что изображено на рисунке.
2. Непосредственно процесс чтения. Сначала дети (особенно в 1 и 2 классах) читают написанное только технически (не вдумываясь в смысл, без интонирования). Далее комментируют прочитанное, размышляют, какую информацию несут предложения/фразы, с какой интонацией следует их произносить, где сделать паузу или, наоборот, увеличить темп.
3. Работа после прочтения. Учителем проводится совместное обсуждение с детьми прочитанного, делается вывод. Педагог возвращается к 1 этапу и анализирует при участии школьников правильность их предположений относительно заголовка, иллюстраций и т. д.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
• Развитие умения анализировать задание.
• Поиск ключевых слов в нем и умение вчитываться в инструкцию.
• Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
• Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного.
• Опираясь на изученный материал, доказывать свою точку зрения.
• Умение опровергать какие-либо утверждения, используя доводы из прочитанного.
• Нахождение нужной информации в нескольких видах словарей.
• Определение последовательности событий.
• Формулирование простых выводов после прочтения.
• Преобразование в таблицу.
• Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Сегодня для выпускника школы особенно актуальным становится вопрос не о том, что важно знать, а о том, как воспользоваться приобретенными знаниями. Предлагаемые технологии диалогового взаимодействия есть не что иное, как средство для рационального использования и развития способностей, знаний, умений и навыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда.

Рецензия copy

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
27.10.2018
15:41
Боецкая Мария Александровна
Уважаемая Ольга Александровна, Ваш мастер-класс – просто сокровище! Столько полезной информации собрано в небольшом по объёму тексте! Наряду с популярными методами и приёмами (например, метод кластера) вы рассказываете об очень оригинальных способах обучения. Особенно важным для себя считаю в вашей работе разграничение понятий КСО И ГСО. Действительно, эти понятия легко спутать. А между тем КСО, на мой взгляд, гораздо эффективнее и точнее соответствует требованиям ФГОС. Из методик никогда не использовала методику доводящих карточек. Обязательно попробую.
ответить
11.03.2018
23:47
Киселева Алла Евгеньевна
Методика формирования навыков смыслового и вдумчивого чтения. Мне понравилось, что учитель мастер-класса пошагово показывает, как научиться чтению вслед за авторами методики И.П. Федоренко, Н.Н. Светловской. Работа учителем проделана колоссальная, но она того стоит! Надо научить ребёнка читать осмысленно, осознанно, так как это умение в виде беглого осмысленного чтения пригодится на всех предметах, изучаемых в школе. Работа с текстом в Технологии КСО познакомила меня с интересным открытием в виде «методики доводящих карточек». С интересом проанализировала эту методику и взяла для себя на вооружение! В «Работе с текстом в Технологии критического мышления через чтение и письмо» меня привлекли различные приёмы работы с текстом. Читать следует для того, чтобы уметь интерпретировать текст, уметь толковать прочитанное и сопоставлять с личным опытом. Ученик должен по содержанию овладеть способами работ с различными структурами и объёмом учебных текстов. Итак, благодарность учителю за то, что закладывает основы читательской грамотности в начальных классах.
ответить
11.03.2018
23:47
Киселева Алла Евгеньевна
Методика формирования навыков смыслового и вдумчивого чтения. Мне понравилось, что учитель мастер-класса пошагово показывает, как научиться чтению вслед за авторами методики И.П. Федоренко, Н.Н. Светловской. Работа учителем проделана колоссальная, но она того стоит! Надо научить ребёнка читать осмысленно, осознанно, так как это умение в виде беглого осмысленного чтения пригодится на всех предметах, изучаемых в школе. Работа с текстом в Технологии КСО познакомила меня с интересным открытием в виде «методики доводящих карточек». С интересом проанализировала эту методику и взяла для себя на вооружение! В «Работе с текстом в Технологии критического мышления через чтение и письмо» меня привлекли различные приёмы работы с текстом. Читать следует для того, чтобы уметь интерпретировать текст, уметь толковать прочитанное и сопоставлять с личным опытом. Ученик должен по содержанию овладеть способами работ с различными структурами и объёмом учебных текстов. Итак, благодарность учителю за то, что закладывает основы читательской грамотности в начальных классах.
ответить
16.01.2018
16:22
Егорова Эльвира Башировна
Здравствуйте, Ольга Александровна! Очень интересный и содержательный мастер-класс. Действительно, чрезвычайно важно научить детей вдумчивому, осмысленному чтению, в результате которого, чтение не только становится источником знания, но и доставляет интеллектуальное удовольствие. Спасибо за предложенные методики работы с текстом, они имеют помимо основных целей, еще и коррекционную направленность. Обязательно использую их в своей работе. С уважением, Егорова Э.Б.
ответить
18.01.2018
14:41
Галимзянова Ольга Александровна
Большое спасибо, Эльвира Башировна, за отзыв! Отрадно иметь единомышленников в работе!
10.01.2018
20:47
Белкина Наталья Николаевна
Здравствуйте, Ольга Александровна! С большим интересом рассмотрела предложенный Вами мастер- класс. Я согласна с Вами, что необходимо научить детей работать с текстом,понимать его, уметь выделять главное, определять тему и основную мысль текста.Спасибо за увлекательные приемы работы с текстом, они позволяют развивать творческий и познавательный потенциал учащихся. Желаю Вам творческих успехов!
ответить
12.01.2018
14:46
Галимзянова Ольга Александровна
Здравствуйте, Наталья Николаевна! Огромное спасибо за Ваш отзыв!
09.01.2018
17:30
Чернова Ирина Евгеньевна
Здравствуйте, уважаемая Ольга Александровна. С большим интересом познакомилась с вашим мастер-классов. Считаю предложенные вами методики работы с текстом актуальными, т.к. работая в среднем звене постоянно сталкиваюсь с неумением учащихся работать с текстом. Выпускники 9 класса не могут ответить на вопросы по тексту, выделить главную мысль, составить план, а ведь это важная часть ГИА по истории и обществознанию. Спасибо вам за проделанную работу по систематизации приемов и методов работы с текстом. Обязательно возьму на вооружение. Дальнейших вам творческих успехов!
ответить
12.01.2018
14:44
Галимзянова Ольга Александровна
Доброе время суток! Уважаемая Ирина Евгеньевна, мне очень приятно было прочитать Ваше мнение!
05.01.2018
22:40
Батурина Валентина Владимировна
Здравствуйте, Ольга Александровна! Познакомилась с материалами вашего мастер-класса. Хотелось бы отметить актуальность темы вашей работы. В современный век технического прогресса перестала быть актуальной и интересной книга для современных школьников. И задача педагогов показать красоту художественного слова, привить любовь к чтению, к книге. Я думаю, что приёмы работы с текстом, которые вы описываете, очень помогут учителю справиться с этой задачей. Младшим школьникам трудно понять смысл прочитанного текста, так как маловат словарный запас, много встречается слов, значение которых не понимают школьники, поэтому особенно ценны приёмы, которые помогают понять смысл прочитанного. Большое спасибо! Творческих успехов!
ответить
12.01.2018
07:15
Галимзянова Ольга Александровна
Уважаемая Валентина Владимировна! Спасибо за отзыв! Мне очень приятно, что тема мастер-класса "Работа с текстом" вызывает интерес педагогов и остаётся актуальной всегда.
12.01.2018
07:15
Галимзянова Ольга Александровна
Уважаемая Валентина Владимировна! Спасибо за отзыв! Мне очень приятно, что тема мастер-класса "Работа с текстом" вызывает интерес педагогов и остаётся актуальной всегда.