Работа с текстом.
Галимзянова Ольга Александровна, учитель начальных классов МБОУ "Новоселовская СОШ" с.Новосёлова Колпашевского района Томской области. Высшая квалификационная категория.
Уважаемые коллеги! |
Пояснительная записка
В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Он не только должен владеть суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.
Все это может дать человеку Чтение.
В работе с текстом не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании. Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Методические и дидактические материалы
• Методики работы с текстом
• Работа с текстом в Технологии КСО
• Работа с тексом в Технологии критического мышления через чтение и письмо
• Сценарий урока.
Методические рекомендации
Непосредственно чтение осуществляется на смысловой стадии. Следует учитывать, что этот процесс можно организовать по-разному, и от способа его организации будет зависеть его эффективность. Для реализации идеи вдумчивого чтения в технологии используются такие методические приемы, которые позволяют воспринимать информацию активно. Более того, работая с текстом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно, никто не влияет на него извне, ребенок получает возможность контролировать себя сам и таким образом движется к достижению поставленных на стадии вызова личных целей.
Принято выделять 3 этапа смыслового чтения:
1. Работа с материалом до его прочтения. Дети изучают заголовок, иллюстрации, фамилию автора, если таковой имеется. Предполагают, почему произведение названо именно так, а не иначе, о чем будет вестись в нем речь, что изображено на рисунке.
2. Непосредственно процесс чтения. Сначала дети (особенно в 1 и 2 классах) читают написанное только технически (не вдумываясь в смысл, без интонирования). Далее комментируют прочитанное, размышляют, какую информацию несут предложения/фразы, с какой интонацией следует их произносить, где сделать паузу или, наоборот, увеличить темп.
3. Работа после прочтения. Учителем проводится совместное обсуждение с детьми прочитанного, делается вывод. Педагог возвращается к 1 этапу и анализирует при участии школьников правильность их предположений относительно заголовка, иллюстраций и т. д.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
• Развитие умения анализировать задание.
• Поиск ключевых слов в нем и умение вчитываться в инструкцию.
• Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
• Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного.
• Опираясь на изученный материал, доказывать свою точку зрения.
• Умение опровергать какие-либо утверждения, используя доводы из прочитанного.
• Нахождение нужной информации в нескольких видах словарей.
• Определение последовательности событий.
• Формулирование простых выводов после прочтения.
• Преобразование в таблицу.
• Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Сегодня для выпускника школы особенно актуальным становится вопрос не о том, что важно знать, а о том, как воспользоваться приобретенными знаниями. Предлагаемые технологии диалогового взаимодействия есть не что иное, как средство для рационального использования и развития способностей, знаний, умений и навыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда.
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
15:41 Боецкая Мария Александровна
23:47 Киселева Алла Евгеньевна
23:47 Киселева Алла Евгеньевна
16:22 Егорова Эльвира Башировна
14:41 Галимзянова Ольга Александровна
20:47 Белкина Наталья Николаевна
14:46 Галимзянова Ольга Александровна
17:30 Чернова Ирина Евгеньевна
14:44 Галимзянова Ольга Александровна
22:40 Батурина Валентина Владимировна
07:15 Галимзянова Ольга Александровна
07:15 Галимзянова Ольга Александровна