Развитие мелкой моторики будущих первоклассников посредством нетрадиционных видов деятельности

Смирнова Эльвира Худаёровна,

учитель начальных классов высшей категории,

"МОУ Ронгинская средняя общеобразовательная школа"

Республика Марий Эл,Советский район, с. Ронга 

 

Уважаемые коллеги! 

Предлагаю Вам позракомиться с нетрадиционными видами деятельности на занятиях с будущими первоклассниками.Буду рада, если данные материалы пригодятся  для развития мелкой моторики младших школьников.

Пояснительная записка

   Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства позволяет формировать координацию движений пальцев рук, интеллектуальную способность, развивать речевую деятельность, а самое главное, подготовить ребенка к школе


   Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики рук напрямую зависит подготовленность рук к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении в школу, недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут принести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации.

Очень важно в дошкольном возрасте как можно раннее создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Проблема с почерком – довольно распространенная в начальной школе. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно рук.

Целью работы стало: развитие зрительно-моторной координации у детей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности через использование разнообразных форм, методов и приемов.


Задачи:

  • Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Улучшить общую двигательную активность.
  • Развивать воображение, логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе, в группе и индивидуально.


Средства достижения цели.

  • Сайт педагога.
  • Индивидуальная консультация педагога.
  • Индивидуальная консультация родителей.
  • Диагностика будущих первоклассников.
  • Выступления на ШМО.
  • Занятия будущих первоклассников.
  • Памятки и стенды для информации родителей.
  • Выступления на родительских собраниях.

Дидактические материалы

Методические рекомендации

Скан-копия рецензии

 

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
05.07.2018
13:24
Москаленко Наталья Александровна
Здравствуйте, Эльвира Худаёровна! Очень важная и болезненная тема затронута. Наблюдаю, что современные дети имеют мягко сказать «плохой почерк». Думаю, что одной из причин является злоупотребление гаджетами в раннем возрасте (телефоны, планшеты). Парадокс: чем больше дети пишут в школе и дома, тем хуже у них получается. Чем раньше начать проводить упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, тем лучше. Проводить упражнения, описанные Вами в мастер-классе, следует ежедневно. Упражнения с природным материалом очень эффективны! На родительском собрании можно порекомендовать «Игры с предметами домашнего обихода». Спасибо за предоставленный материал.
ответить
23.04.2018
13:19
Коновалова Мария Николаевна
Эльвира Худаёровна, спасибо за представленный опыт работы! Хорошо расписаны правила во время занятий по развитию моторики, буду пользоваться в своей работе. Мелкая моторика очень страдает у детей дошкольного и школьного возраста. Я работаю учителем логопедом в доу, данный мастер класс очень актуален для меня. Хорошо подобраны игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, на нанизывание. Обязательно воспользуюсь вашим материалом!!! Успехов!
ответить
20.03.2018
22:26
Шабанова Екатерина Владимировна
Здравствуйте!Я работаю с детьми дошкольного возраста, Ваш материал настолько насыщен, подробно разобран по заявленной теме. В своей практике непременно воспользуюсь представленный Вами дидактическим материалом.
ответить
19.03.2018
16:15
Абрамова Елена Марковна
Добрый день, Эльвира Худаёровна! Говорят, что ум у дошколят на кончиках пальцев. И это действительно так. Поступая в 1 класс, дети должны уметь завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Ребёнок хорошо овладевший этими умениями успешен в школе. У таких ребят быстро формируется каллиграфический почерк, он легко ориентируется на странице тетради, быстро запоминает таблицу сложения и умножения, хорошо умеет решать задачи. Спасибо Вам за то, что Вы работаете над развитием мелкой моторики своих воспитанников. Ваш дидактический материал содержателен и интересен. Дальнейших Вам творческих успехов.
ответить
18.03.2018
01:33
Кононенко Наталья Александровна
Уважаемая Эльвира Худаёровна, разработанный Вами мастер-класс, его направленность очень актуальны в сегодняшней школе. Сегодня многие учителя отмечают, что у первоклассников часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, причина чего – слабо развитая моторика. Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь. В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что в последствии может привести к школьной дезадаптации. Этот момент в дальнейшем оказывает негативное воздействие и в подростковом возрасте. Большое Вам спасибо. Творческих успехов!
ответить
09.03.2018
22:32
Азарова Инна Петровна
Доброго времени суток, Эльвира Худаёровна. Спасибо за предоставленный материал. Я с вами абсолютно согласна, что развитие мелкой моторики рук важное направление в развитии речи дошкольников.Ведь именно дошкольный возраст наиболее сензитивный период к развитию речи, а в последние годы сложилась устойчивая тенденция к снижению уровня овладения дошкольниками речевыми навыками. Эта проблема очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь.Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. С помощью различных игровых технологий я тоже стараюсь поддерживать развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Активно применяю пальчиковые игры в различных режимных моментах. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи ребенка, его способностей и дарований. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Наибольший интерес у детей вызывают такие игры: «Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики» (разминка каждого пальчика) «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки», «Домик».В своей работе я уделяю пальчиковым играм пристальное внимание и могу сделать вывод, что у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.Спасибо, что затронули данную проблему. Творческих успехов и пусть наши дошкольники вырастут успешными людьми.
ответить
17.01.2018
16:40
Егорова Эльвира Башировна
Здравствуйте, Эльвира Худаеровна! Интересные упражнения и игры, спасибо за предоставленные материалы. Я работаю с детками с ОВЗ, у них нарушена мелкая моторика, обязательно воспользуюсь Вашими наработками. С уважением, Егорова Э.Б.
ответить
01.12.2017
21:05
Лисовская Татьяна Ивановна
Здравствуйте! Большое Вам спасибо, что работая с дошколятами, обращаете очень серьёзное внимание на проблему развития мелкой моторики у детей. Ведь чем раньше Вы начинаете эту работу, тем меньше проблем у ребёнка в школе. Вы совершенно правильно отмечаете: «От развития мелкой моторики рук напрямую зависит подготовленность рук к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга». Кант писал: «Рука – вышедший на ражу мозг». От развития мелкой моторики рук напрямую зависит подготовленность рук к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. У вас достаточно большая подборка игр, упражнений, техник для развития мелкой моторики детей. Спасибо за предоставленный материал. Но соглашусь с Викторией Владимировной, что его лучше бы сопроводить фотографиями, наглядно демонстрирующими материалы для игры, способы, варианты и т.п.
ответить
26.11.2017
00:37
Васильева Наталья Евгеньевна
Спасибо, Эльвира Худаёровна, за такое разнообразие игр для развития мелкой моторики детей. У детей часто мелкие мышцы рук развиты недостаточно, а Ваши рекомендации помогут учителям. родителям, воспитателям детских садов на высоком профессиональном уровне вести эту работу, а значит, добиться более высокого результата. Творческих Вам побед, смышленых учеников! Вы неравнодушный человек, работающий над собой! Удачи, здоровья, хорошего настроения. Спасибо огромное за труд!
ответить
25.11.2017
20:27
Иванова Анна Ивановна
Эльвира Худаёровна, доброго времени суток! Подборка упражнений на развитие мелкой моторики прекрасна. Я на своих занятиях еще использую один прием, думаю, что он Вам будет интересен. Это работа с элементами букв и цифр из наждачной бумаги. Дети с большим удовольствием обводят буквы и цифры пальчиками, тем самым улучшая и развивая мелкую моторику. Для создания таких пособий я беру наждачную бумагу с мелким абразивом. Творческих Вам успехов!
ответить
22.11.2017
14:15
Смирнова Эльвира Худаёровна
Спасибо всем коллегам за отзывы.
ответить
21.11.2017
12:01
Акулова Виктория Владимировна
Здравствуйте! С большим интересом ознакомилась с Вашим мастер-классом. Для учителя начальных классов это очень ценный материал. Ведь нам много приходится работать над мелкой моторикой на подготовительных к школе курсах и продолжать работу в первом классе.Представленный материал поможет разнообразить эту работу и пополнить инструментарий учителя начальных классов. Для своей работы я отметила некоторые приемы, которые с удовольствием буду использовать. Отмечу большую практическую направленность Вашей работы, что делает материал ценным и востребованным. Хотелось бы, чтобы было побольше фотографий.
ответить
18.11.2017
01:37
Иванникова Анна Вячеславовна
Здравствуйте! Большое спасибо за представленный материал. Тема очень актуальна, так как целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства позволяет формировать координацию движений пальцев рук, интеллектуальную способность, развивать речевую деятельность, а самое главное, подготовить ребенка к школе. В работе представлен целый спектр очень интересных приемов, что безусловно позволит педагогам, а так же родителям организовать разнообразную работу по развитию мелкой моторики у детей.
ответить
18.11.2017
00:27
Мельникова Екатерина Александровна
Спасибо большое за мастер-класс!Очень интересный и познавательный!Замечательно подобран материал!Успехов Вам в дальнейшей работе!
ответить
16.11.2017
15:21
Логинова Татьяна Витальевна
Эльвира Худаёровна, спасибо за мастер-класс. Я работаю с ребятами среднего звена, поэтому для меня материал интересен как для бабушки дошкольника. Извините, но нового для себя я здесь ничего не открыла. Из своего опыта хочу добавить еще одну игру-упражнение с пластилином - рисование пластилином на стекле: картинку подкладываем под стекло и повторяем ее пластилином; потом смотрим с обратной стороны. Внуку очень нравится. Позволю еще один совет: материал Вашего мастер-класса больше будет полезен родителям, поэтому в средства достижения целей я бы включила мастер-классы для родителей и видео-уроки для них. Прошу прощения, если обидела, не хотела. С уважением, ТВЛ. Успехов Вам и вашим ученикам!
ответить
14.11.2017
19:44
Битюкова Галина Анатольевна
Эльвира Худаёровна! Большое спасибо за такую полную подборку игр и упражнений для развития мелкой моторики. Эти упражнения будут полезны также для профилактики такого страшного заболевания, как тоннельный синдром. Раньше это заболевание наблюдалось у людей преклонного возраста, а теперь возраст заболевших намного омолодился, так как мы проводим очень много времени за компьютерной клавиатурой. Ваш мастер-класс стал бы намного ценнее, если бы вы добавили в него видео-инструкции по выполнению данных упражнений. Например такие, как сделали мои ученики: https://www.youtube.com/watch?v=AB_RIA4lZRM. Дальнейших успехов!
ответить