«ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ:

АНАЛИЗ ДАННЫХ СТАТИСТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ»

  • Огребо Екатерина Александровна
  • учитель географии высшей квалификационной категории
  • ОГБОУ КШИ "Томский кадетский корпус"
  • победитель конкурса на получение стипендии губернатора Томской области лучшим учителям областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области

 

Уважаемые коллеги!

       Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что статистика и анализ данных пронизывают практически любую современную область знаний, они вошли в привычный арсенал научных исследований. Без данных статистики, материал, который преподаётся в рамках курса географии, был бы неполным, недостоверным, не отвечающим современным требованиям. Не всегда данные легко и доступно воспринимаются обучающимися, из большого их количества сложно выделить важную информацию сделать определённые выводы. Этому приходиться обучать детей так же, как и самому предмету. В данном мастер-классе приводятся примеры обработки статистических данных на конкретных примерах.

Я рада приветствовать всех на своем мастер - классе. Надеюсь, что мой материал будет для вас полезен.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 В структуре мастер-класса мне бы хотелось выделить на несколько частей:
1) Рассмотреть роль статистических исследований в предметной области географии (и не только).
2) Рассмотреть роль информационных технологий на уроках географии как с точки зрения возрастания эффективность образовательного процесса, так и с точки зрения формирования умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности обучающихся по обработке информации.
3) Примеры организации и проведения практических занятий на уроках географии по работе со статистическими данными в программе Microsoft Office Excel.

 1) ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СТАТИСТИКА?
    Статистика и анализ данных пронизывают практически любую современную область знаний. Все сложнее становится провести границу между современной биологией, географией, физикой, химией, математикой и информатикой. Статистические данные и их анализ уже вошли в привычный арсенал научных исследований.

     На уроках географии, как и на многих других школьных предметах, мы очень часто сталкиваемся с данными статистики. В 6-8 классах – это данные, которые касаются физических характеристик объектов природы (площади материков и океанов, площадь и размеры территории России и других стран мира, высота горных вершин и глубина впадин океанов, история освоения и изучения территории Земли и нашей страны, данные наблюдений за погодой, крупнейшие реки и озёра мира и России и многое другое).

     Особенно часто приходится работать с различными данными в 9-10 классе при изучении курса «Экономическая и социальная география». В данном случае практически каждая тема сопровождается тем или иным статистическим рядом, который, как правило представлен в виде таблицы с большим количеством цифровой информации (численность и состав население, запасы и использование природных ресурсов, отраслевые особенности экономики мира в целом, а также отдельных регионов и стран мира). Здесь следует ещё отметить, что, в рамках экономической и социальной географии, информация достаточно быстро устаревает. Данные статистики в экономике и демографии – понятия не стабильные, находящиеся в вечном движении, динамике.

     Без данных статистики материал, который преподаётся в рамках курса географии, был бы неполным, недостоверным, не отвечающим современным требованиям. Не всегда данные легко и доступно воспринимаются обучающимися, из большого их количества сложно выделить важную информацию сделать определённые выводы. Этому приходиться обучать детей так же, как и самому предмету.

 История происхождения термина.
    Слово «статистика» происходит от латинского status — состояние дел. В науку термин «статистика» ввёл немецкий учёный Готфрид Ахенвалль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. С работами Ахенвалля связывается появление термина «статистика» в его первоначальном, государствоведческом значении.
Ахенвалль (Achenwall) Готфрид (1719-1772), немецкий статистик-государствовед, профессор Марбургского, а затем Геттингенского университетов. Разрабатывал описательную статистику (государствоведение). В своих работах систематизировал данные о народонаселении и других «достопримечательностях» ряда европейских государств, наиболее подробно - Великобритании и Швеции.

  Статистика — отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых природных и общественных явлений в числовой форме.

 Методы исследования и обработки материалов с использованием данных статистики:
• массовые статистические наблюдения,
• метод группировок,
• средних величин,
• балансовый метод,
• метод графических изображений и др.

     Общая теория статистики включает два крупных раздела: описательную статистику и аналитическую статистику. Методы описательной статистики охватывают сбор информации, группировку данных, построение статистических таблиц и графиков, а также вычисление основных статистических показателей. К аналитической статистике обычно относят такие темы, как выборка, вариация, корреляция, регрессия, динамика, структура и индексы.

 Для выполнения практических работ с использованием методов статистик необходим статистический ряд данных. Где их можно получить? Вот несколько сайтов, где размещаются такие данные.
• Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru
• Федеральная служба государственной статистики по Томской области: http://tmsk.gks.ru
• Статистика департамента ЗАГС по Томской области: https://zags.tomsk.gov.ru/statistika
• Коды статистики РОССТАТА: http://кодыросстата.рф/04.html
• Мировой атлас данных: https://knoema.ru/atlas
• Статистика в реальном времени: http://countrymeters.info/ru/
• Экономические показатели по странам мира: http://www.ereport.ru/stat.php
• Государственная статистика ЕМИСС (Единая межведомственная информационно-статистическая система): https://fedstat.ru
• Сайт прогноза погоды: https://www.gismeteo.ru

     Естественно, что получать данные возможно и самостоятельно, при статистическом опросе своих одноклассников, наблюдениях за состоянием объектов природной или антропогенной среды и т.п.
Другие способы получения данных:
• статистический опрос;
• наблюдениях за состоянием объектов природной или антропогенной среды;
• проведение опытов и анализов с использованием методов исследования других наук (химии – изучение органолептического состава вод озера или реки, физики – изменение радиоактивного фона окружающей среды, астрономии – наблюдение видимого движения звезд или Луны и т.п.).

 2) РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
    В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.

     Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

    На современном этапе достижение результата в обучении географии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально. Внедрение ИКТ позволяет усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала, а принцип наглядности в географии имеет особое значение. В процессе использования ИКТ на уроках географии повышается мотивация обучения, уровень эмоционального восприятия информации, формирования умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Данная технология формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также формировать умения работать с разнообразными источниками дополнительной информации и умение работать в различных компьютерных программах (например, Power Point).

     Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:
– использование электронных учебников;
– учебные презентации;
– слайд-тестирование;
– компьютерные игры;
– компьютерные тесты.

     Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся, формирует умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности обучающихся по обработке информации. К таким видам деятельности относятся и практические работы с использованием компьютерных программ. В данном случае удаётся реализовывать не только предметные и межпредметные связи, но формировать метапредметные навыки.

    Выполнение практических работ занимает определенную и достаточно большую часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Традиционно практические работы выполняются только с использованием «ручной» обработки материалов. Процесс этот достаточно трудоёмкий и занимает большой объём времени. При использовании компьютера задания для практической работы можно делать более объёмными и разноплановыми.
Как же организовать практическую работу с использованием компьютера.

     ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
   Таким образом, прежде, чем проводить какие-либо работы по обработке данных статистики, необходимо эти данные найти и подготовить. Эта работа отнимает достаточно большой объём времени.
    Подготовка материалов для выполнения практических работ зависит от целей самой работы:
• если работа на уроке предусматривает систематизацию уже имеющихся данных, то предлагается уже готовый статистический ряд, который содержит информацию по какому-либо конкретному показателю;
• если же предлагается сначала решить задачу по отбору данных для анализа и составления собственного статистического ряда, а уже затем его анализ, то предлагается набор различных показателей, из которых необходимо выбрать нужные для данного исследования.

     Решение практических задач методами статистики с использованием программы Excel.
Существует значительное количество специализированных математических пакетов, таких как MatLab, MathCad, Mathematica, Maple и др. Все они охватывают основные разделы математики и позволяют производить подавляющее большинство необходимых математических расчетов. Однако освоение этих пакетов самостоятельно – довольно трудоемкая задача.
При обработке данных в рамках освоения курса «Статистические методы в географии» возможно использовать программу Microsoft Office Excel. Excel позволяет обрабатывать значительные объёмы данных, представленных в виде таблиц, облегчает работу с формулами, быстро переводит табличные данные в графический вид. Программа Microsoft Excel относится к классу программ, называемых электронными таблицами. Электронные таблицы в географии ориентированы, прежде всего, на решение геологических, климатических, экономико-географических и других задач, позволяют систематизировать любые географические данные.

 Встроенные статистические функции Excel, наиболее часто используемые для обработки данных:
Функция СРЗНАЧ вычисляет среднее арифметическое значение.
Функция МЕДИАНА вычисляет медиану множества числовых значений.
Функция МАКС вычисляет наибольшее значение в диапазоне.
Функция МИН вычисляет наименьшее значение в диапазоне.
УСЛОВНОЕ ФОРМАТИРОВАНИЕ – визуальное выделение важных значений, а также выявление тенденций и шаблонов в данных с помощью гистограмм, цветов и значков.
СОРТИРОВКА И ФИЛЬТР – упорядочение данных для упрощения их анализа.
ДИАГРАММА – графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

 Программа Microsoft Excel позволяет:
• сформировать данные в виде таблиц;
• рассчитать содержимое ячеек по формулам;
• представить данные из таблиц в графическом виде;
• организовать данные в конструкции, близкие по возможностям к базе данных.

3). ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПО РАБОТЕ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ ДАННЫМИ В ПРОГРАММЕ MICROSOFT OFFICE EXCEL.

Практическая работа №1

Практическая работа №2

Практическая работа №3

Снятие защиты с листа Microsoft Excel

Где можно использовать данные статистики:
• На уроке.
• Во внеурочной деятельности.
• При составлении отчетов учителя.
• Для успешного проведения процедуры аттестации.
• Для написания научных статей (работ) по оценке своего опыта педагогической деятельности.

Рецензия на мастер-класс

 

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
02.06.2019
00:31
Аверьянова Наталья Николаевна
Екатерина Александровна, я присоединяюсь к положительным отзывам на Ваш Мастер-класс. Я почерпнула много полезной информации. Стоит отметить такие преимущества Вашего мастер-класса, как, безусловно, практическая ориентированность, наглядность представленных практических работ, доступность и лаконичность представления информации. В связи с чем считаю, что через решение поставленных задач, цель мастер-класса была достигнута, о чём также свидетельствует наличие положительных отзывов. Спасибо за ссылки на сайты с актуальной статистической информацией. Статистические данные затрагивают абсолютно все разделы географии. Соответственно, без изучения этих показателей не может быть и речи о полноценном усвоении географической науки учащимися. Работа с компьютерными программами вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.
ответить
23.04.2018
10:38
Капишникова Галина Фёдоровна
Здравствуйте, Екатерина Александровна! Спасибо за информативный мастер-класс! Он очень пригодится всем педагогам, которые используют в работе статистические данные! Согласна с Вами, что Microsoft Excel вполне доступная и понятная программа для использования на уроках географии (и не только). В ней удобно обрабатывать статистические данные, и представлять их в виде диаграмм и графиков, что актуально и в 7, 8-9 классах, когда начинается изучение географии стран мира (я преподаю географию в основной школе). Да и климатические данные тоже удобно обрабатывать в табличном процессоре. Поэтому Ваш мастер-класс окажет необходимую помощь учителям для такой работы. Я тоже почерпнула для себя много нового и интересного, попробую на основании Ваших практических работ сделать подобные для своих классов. Спасибо, творческих Вам успехов!
ответить
23.04.2018
13:24
Огребо Екатерина Александровна
Спасибо, Галина Фёдоровна за Вашу высокую оценку моего мастер-класса! Очень рада, что его материалы оказались для Вас полезными! Успехов в работе!
19.04.2018
03:12
Азарова Инна Петровна
Здравствуйте, Екатерина Александровна! Я абсолютно с вами согласна, поток информации в современном мире велик, а статистика и анализ разнообразных данных находят своё применение во многих современных областях знаний. Специфика предмета география заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем, карт, быстро меняющихся статистических данных, изменений на политической карте мира. Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучающихся, раскрепостить их творческие возможности .Спасибо за вашу работу, почерпнула много интересного из мастер-класса. Удачи вам в работе и творческих успехов.
ответить
23.04.2018
13:26
Огребо Екатерина Александровна
Спасибо, Инна Петровна за Вашу оценку мастер-класса. Успехов в работе!