"Использование метода игровой технологии на примере «Танграм»,
как элемента реализации деятельностного подхода в образовательном процессе".
Попова Елена Ивановна, учитель начальных классов "МБОУ Новоселовская СОШ" с.Новосёлова Колпашевского района Томской области. Первая квалификационная категория. Уважаемые коллеги! Приглашаю познакомиться с материалами мастер - класса. Надеюсь, что информация мастер - класса будет Вам полезна. |
Пояснительная записка
Головоломки – игрушки на все времена. С самых давних пор умельцы изготавливали подобные забавы, отличающиеся многообразием вариантов решения. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм". В наше время тоже многие люди увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Это способ развлечения и возможность развития логического мышления и геометрической интуиции. Игра способствует развитию наглядно - образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. Направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть», - все то, чем так необходимо овладеть любому школьнику.
Цель мастер - класса: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.
Задачи:
- познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Методические и дидактические материалы.
«Использование метода игровой технологии на примере «Танграм», как элемента реализации деятельностного подхода в образовательном процессе»
Великая цель образования – это не знания, а действия.
Г. Спенсер
Танграм - «семь дощечек мастерства» — древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур.
Притча:
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей, то есть ТАНГРАМ.
Фигуры складывают определённым образом для получения другого, более сложного, объекта (изображающего человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).
Как же играть в эту игру, которая помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию.
- В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.
- При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга.
- Элементы фигур должны примыкать один к другому.
- Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.
Танграм увлекательная и интересная головоломка, в которую сможет играть ребенок уже с 2-3 лет.
Игра с танграмом способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей МБОУ «Новоселовская СОШ» располагает мультимедийным ресурсом, который позволяет включать работу с танграмом в этапы урока или строить занятие опираясь на возможности ресурса. Я использую диск во внеурочной деятельности. Диск содержит в себе необходимые разделы для работы с детьми на уроке. Допускается как групповая, так и индивидуальная форма работы.
Графический диктант и танграм – раздел диска, в котором я работаю во внеурочной деятельности по предмету «математика». Этот раздел включает в себя возможность работы по алгоритму, формируя навыки поэтапной, последовательной деятельности и способность пространственного мышления.
Пример составления фигуры из танграм, три этапа:
1. Рисуем по алгоритму
2. Наложение фигур
3. Раскрашивание
Выводы: работа с танграмом позволяет развивать ряд способностей, формировать навыки и воспитывать качества личности.
Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.
Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, трапецию, параллелограмм и т.д.
Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.
Таким образом, танграм, как один из элементов игровой технологии, представляется весьма действенным приемом формирования гармоничной личности. Представляет интерес для детей разных возрастов и даже для взрослых. Может быть, применим к разным учебным предметам и видам учебной деятельности: урок, внеурочная деятельность, кружков.
Методические рекомендации
Сфера применения «Танграма» гораздо шире, чем просто игра. Из частей головоломки можно составлять изученные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, параллелограмм, трапеция, прямоугольник), вычислять их площади, а также сравнивать эти фигуры с помощью наложения.
Также «Танграм» – это универсальное пособие, с помощью которого можно объяснить теорему Пифагора.
Поэтому я могу порекомендовать использование этой головоломки не только во внеурочной деятельности, но и на уроках.
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
02:02 Белкина Наталья Николаевна
15:54 Попова Елена Ивановна
17:00 Беззубенко Светлана Анатольевна
16:01 Попова Елена Ивановна
16:02 Егорова Эльвира Башировна
15:51 Попова Елена Ивановна