Создание дидактических материалов и их использование на уроках географии.

Иванникова Анна Вячеславовна, учитель географии высшей квалификационной категории

МОУ "Новохоперская СОШ № 91".

Почетный работник общего образования.

 

        Уважаемые коллеги! Сервис LearningApps.org является эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создает условия для построени индивидуальных образовательных траекторий школьников.В мастер -классе я обратила ваше внимание на некоторые особенности работы в данном сервисе.

       В последнее время все более широкое применение в обучении находят электронные дидактические материалы. Большинство из которых предлагается в готовом виде, без возможности внесения изменений в содержание заданий, что создает значительные трудности в использовании этих материалов в образовательном процессе. У многих учителей, в том числе и у меня, возникает желание создавать собственные дидактические материалы, которые соответствуют особенностям учеников и используемого в обучении УМК.

       В своей работе я использую дидактические материалы, созданные с помощью онлайн сервиса learningapps.org. С помощью онлайн сервиса возможно создать кроссворды, пазлы, тестовые задания, викторины, дидактические игры, адаптировать видео-файлы к использованию в учебном процессе.

     Что же такое LearningApps? На самом ресурсе есть вполне точное определение - "LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме."[1] По сути - набор отличных шаблонов, на основе которых пользователь даже начального уровня вполне способен создавать интерактивные задания к своим урокам (или использовать при организации внеурочной деятельности). И не только создавать свои, но и использовать уже разработанные другими пользователями. Применение на уроках географии красочных заданий (викторин, кроссвордов, лент времени, игровых опросников и т.п.) существенно разнообразят арсенал педагогических средств учителя.

Несколько советов по использованию сервиса.

1. Выбор языка. Справа, вверху окна сервиса выбираем наш флаг. Таким образом, выбирается сервис на русском языке.

2. Регистрация на сервисе. Попробовать ресурс можно и без регистрации, но для сохранения результатов и их публикации все равно потребуется зарегистрироваться. Справа вверху за словами "Подать заявку", зайдя куда Вы сможете войти под своим логином-паролем (если уже зарегистрировались), или зарегистрироваться, как новый пользователь. Обратите внимание, что регистрация дает и еще одну возможность - создавать свои классы, вводить туда пользователей, а затем отслеживать прохождение ими предложенных заданий и созданные в ходе проектной деятельности приложения. А это очень хорошо вписывается в идеи нового ФГОС.[2]

3. Созданные интерактивные модули можно использовать в разных видах. Можно просто открыть на сайте в разделе мои приложения, можно использовать ссылки полноэкранного представления, можно вставлять в свои сетевые блоги, сайты. Можно даже скачивать в виде готового SCORM модуля и вставлять для проигрывания в системы дистанционного обучения. Перед тем, как приступить к созданию своих заданий, советую посмотреть уже созданные, по близким темам. Выбираем общее направление (например, "география"), получили новую страницу предложений, далее можно использовать фильтр (например, "гидросфера") и сортировку (например, "Высоко оцененные"). При этом понравившееся приложение можно сохранить в свою "копилку" (кнопка "Запомнить и положить в Мои упражнения"), или посмотреть, какой механизм был использован при создании и попробовать создать свое приложение такого же вида (кнопка "Создать подобное приложение").

Мои интерактивные ресурсы.

  1. Кроссворд «Гидросфера» http://LearningApps.org/display?v=3wkzd5na
  2. Части реки Приложение «Найди пару» позволяет связать между собой два объекта. Например, текст и картинка, текст и видео. http://LearningApps.org/display?v=bd7racm2
  3. Антарктида материк ученых Данное приложение позволяет организовать работу учеников с рисунками, схемами, картами. Смысл создаваемых упражнений сводится к тому, что на одной общей картинке необходимо указать отдельные элементы. http://LearningApps.org/display?v=94pk9ch2
  4. Характеристика озера Байкал Приложение маркированный текст, позволяет организовать работу учащихся с текстом, в котором заведомо допущены ошибки. Ученики должны найти эти ошибки и выделить их нажав левой клавишей мыши. http://LearningApps.org/display?v=kgsf1vs2
  5. ГП России Приложение cloze test, позволяет создавать тестовые задания, в которых необходимо выбрать пропущенное слово из предлагаемого перечня или вводить слова с клавиатуры. С помощью данного приложения можно организовать самостоятельную работу учеников с различными источниками информации. http://LearningApps.org/display?v=y8488pb3
  6. План и карта Приложение "Matrix matrix" .Это приложение представляет собой таблицу, состоящую из пяти столбцов, которые заполняются перетаскиванием карточек расположенных в верхней части приложения. http://LearningApps.org/display?v=uiuix1u3
  7. Южная Америка государства и столицы Приложение «Пазлы» http://LearningApps.org/258632
  8. Заповедники России Приложение «Сортировка картинок по группам» http://LearningApps.org/display?v=ma5duxpk

Применение сервиса LearningApps.org в учебном процессе позволяет мне существенно повысить мотивацию учащихся на уроках географии, качество обучения, спроектировать урок или внеклассное мероприятие на ином уровне: сделать его более интересным, интерактивным, личностно ориентированным, результативным. Использование сервиса LearningApps.org – большая помощь учителю в организации, проведении урока и подготовки к нему. При выполнении интерактивных заданий у учащихся любой возрастной группы повышается восприятие и запоминание информации, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать, классифицировать. Таким образом, сервис LearningApps.org является эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создает условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.

Список источников.

1. Онлайн сервис https://learningapps.org/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.

Рецензия

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
13.08.2018
14:40
Пыстина Наталья Юрьевна
Уважаемая Анна Вячеславовна, хочу поблагодарить за актуальнейший мастер-класс! Я работаю в дополнительном образовании, и одна из сложнейших задач – привлечь и удержать детей. Интерактивные технологии являются одними из наиболее эффективных средств повышения познавательного интереса детей. Проводя городские массовые мероприятия по краеведению, широко использую ИКТ, в частности интерактивные ЭОР (викторины, кроссворды и т. п.). Благодаря Вашему мастер-классу познакомилась с сервисом LearningApps.org , убедилась в его возможностях, сразу начала включать в работу.
ответить
03.05.2018
15:43
Салихова Марина Николаевна
Добрый день! Уважаемая Анна Вячеславовна! С удовольствием познакомилась с материалами мастер – класса, созданного Вами. Благодарю за представленные упражнения. Пять из них я взяла (с Вашего позволения) себе в копилочку. В современное время учитель может использовать в работе самые разнообразные сервисы для своей практической деятельности. Сервис LearningAррs.org – один из тех, которые помогут разнообразить урочную и внеурочную деятельность учащихся. Учителю интуитивно понятно работать с данным сервисом, учащиеся с интересом выполняют предлагаемые задания. Позвольте дать небольшой практический совет по оформлению. Более привлекательно смотрятся материалы, оформленные как гиперссылки. Сделать это несложно: с помощью левой кнопки мыши копируете записи в адресной строке упражнения; выбираете нужное место для вставки данного материала; вписываете формулировку задания; на англоязычной раскладке клавиатуры нажимаете 2 клавиши - Ctrl + K; оформляете вставку скопированного названия. Прилагаю свой образец: 1. Впиши пропущенные слова 2. Распредели географические объекты по группам 3. Опрос "Крайние точки Африки" 4. Расчет протяженности Африки 5. Горы и нагорья на физической карте Африки 6. О каком животном говорится так... 7. Страны и народы Предлагаю посмотреть страницу по ссылке: https://sites.google.com/site/mkmarinasali/ *К сожалению, невозможно по другому - ссылки не активируются в данном формате Надеюсь, что Вам это пригодится Благодарю Вас! Творческих успехов в дальнейшем! Процветания! С уважением, учитель географии и краеведения Марина Николаевна
ответить
11.12.2017
11:06
Бутакова Ольга Петровна
Здравствуйте, Анна Вячеславовна! В самом деле, данный сервис полезен для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников, особенно для учащихся с ОВЗ. В нем можно создавать самые разнообразные задания. А школьники с удовольствием выполняют интерактивные упражнения. Ваш мастер-класс поможет учителям создать собственные интерактивные ЭОР. Желаю Вам дальнейших творческих идей.
ответить
08.12.2017
18:15
Капишникова Галина Фёдоровна
Здравствуйте, Анна Вячеславовна! Совершенно с Вами согласна, что сервис LearningApps.org очень разнообразит учебный процесс и повышает познавательный интерес учащихся, и, главное, нравится ученикам! Они с удовольствием не только выполняют задания, но и самостоятельно делают подобные. Спасибо за актуальный и нужный мастер-класс! Он действительно может помочь тем педагогам, которые пока не освоили данный вид сервиса. Я тоже несколько лет использую этот сервис для создания разнообразных приложений, в последние три года в том числе и по географии. Мне особенно нравится делать приложения для работы с контурными картами, результат тот же, но проще и быстрее найти на интерактивной карте географические объекты и указать их, например - Самые крупные моря (7 класс) - https://learningapps.org/display?v=prsz6nga517; Реки России (8 кл) - https://learningapps.org/display?v=pzo5rtgoa17. С Вашего позволения буду использовать в работе Ваши приложения, ведь всегда интересно поучиться у опытного коллеги! Приглашаю Вас посетить мой сайт, где у меня собрана коллекция интерактивных приложений к урокам географии - http://1962galina.ucoz.ru/index/geografija/0-186.
ответить
10.12.2017
17:36
Иванникова Анна Вячеславовна
Здравствуйте! Спасибо большое! Обязательно воспользуюсь приглашением на сайт!