Мастер - класс "Организация методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспи?
Меня зовут Мельникова Екатерина Александровна, старший воспитатель МБДОУ д/с №21 "Теремок" г.Павлово
Представляю вашему вниманию мастер-класс "Организация методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников" |
Актуальность поднимаемой проблемы состоит в том, что экологическое образование и воспитание детей – это очень важный вопрос в настоящее время: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих индивидов могут вывести человечество и планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают в настоящее время.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития детей – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые обладают экологической культурой, оно оказывает сильное влияние на их чувства, ум, волю.
Основу содержания деятельности воспитанников детского сада составляют те умения и знания, которые формируются у детей в ходе знакомства с окружающим миром, в частности с природой. Ознакомление с природой – это одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Оно происходит в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы.
Чтобы уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить дошкольников в мир новых открытий педагогам необходимо использовать такой объект как метеостанция. С ее помощью у воспитанников детского сада развиваются умения делать выводы, обобщать, наблюдать– все это необходимо для общего развития детей.
Цель : формирование у педагогов умений осуществлять интегративный подход
в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию в процессе работы на метеостанции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- Определение уровня педагогической компетентности педагогов в реализации интегративного подхода к работе с детьми старшего дошкольного возраста на метеостанции
- Подбор эффективных методов и приемов работы с педагогами по повышению профессиональной компетентности на дифференцированной основе.
- Совершенствование воспитательно-образовательного процесса на основе использования в практике работы с детьми интегративного подхода к работе с детьми старшего дошкольного возраста на метеостанции
Для эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе работы на метеостанции необходима подготовленность педагогов к решению данной проблемы, которая предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности.
Для начала нужно изготовить технологическую карту работы с педагогами, которая определяется следующим содержанием
1. Подбор методической литературы по данному вопросу
2. Консультации для педагогов «Метеоплощадка – что это?»
3. Организация объекта «Наша метеостанция»
4. Разработка перспективного планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста на метеоплощадке
5. Разработка картотеки дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений в процессе работы на метеостанции
С целью оказания помощи молодым педагогам в повышении их профессиональной компетентности возникает необходимость в проведении таких форм работы как:
-мини-лекции,
-консультации,
- изучение методической литературы
На первом этапе мы составляем картотеку литературы по теме. Она дает возможность педагогам понять теоретические основы экологического воспитания детей.
На втором этапе проводим консультацию для педагогов «Метеоплощадка – что это?». Данная консультация помогает понять воспитателям, что такое метеостанция и для чего она нужна. В ходе данной консультации педагогов необходимо привести к выводу о том, что нам необходимо создать объект «Наша метеостанция».
После чего необходимо познакомить воспитателей с объектами, которые мы можем на ней разместить:
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Термометр - для изменения температуры воздуха.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер - служит ля измерения количества осадков.
Солнечные часы – служат для определения времени.
Ветряной рукав – служит для определения силы ветра.
Затем распределяем, кто за какой объект будет отвечать. Выбираем место, где разместиться наша метеостанция. Когда объекты будут готовы, устанавливаем их на нашей площадке. Таким образом, у нас появится объект «Наша метеостанция».
Для того, чтобы педагогам было удобно планировать свою работу с детьми на метеостанции, необходимо было разработать перспективное планирование с детьми старшего дошкольного возраста.
Данный перспективный план разрабатывается на учебный год: с октября по август. Он включает в себя следующие темы:
1. «Экскурсия на метеоплощадку». Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений.
2. «Чем измерить скорость ветра?». Цель: Познакомить детей с анемометром, с определением скорости ветра.
3. «Что такое дождеметр?». Цель: Познакомить детей с дождемером, научить работать с дождемером.
4. «Изготовление анемометра». Цель: Учить детей изготавливать анемометр
5. «Какие бывают термометры?». Цель: Уточнить представления о термометре (водный, почвенный термометр)
6. «Что такое барометр». Цель: Познакомить детей с барометром, учить работать с ним.
7. «Организация систематического наблюдения на площадке». Цель: Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование наблюдений и результатов.
8. «Изготовление флюгера». Цель: Учить изготавливать флюгер
9. «Что такое компас». Цель: Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом.
10. «Работа на метеоплощадке». Цель: Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать знания их использования.
Перспективное планирование предполагает использование самых различных форм организации детей: это и экскурсии, и ручной труд, и наблюдения, а также игровые упражнения, дидактические игры, беседы и т.д.
Аналогично разрабатывается картотека дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции.
Данная картотека может быть использована педагогами в организации работы с детьми на метеоплощадке.
Она включает в себя разнообразные игры такие, как «Назовите погодное явление», «Прогноз погоды», «Термометр – умный прибор», «Ходят капельки по кругу», «Бюро прогнозов» и т.д.
Данная работа позволяет осуществить реализацию принципа интеграции образовательного процесса по пяти образовательным областям:
Физическое развитие | Организация педагогами подвижных игр, способствующих развитию у детей физических качеств |
Социально-коммуникативное развитие | организация педагогами условий для творческого использования детьми полученных знаний (сюжетные игры) |
познавательное развитие | использование педагогами объектов метеоплощадки для расширения знаний о явлениях природы, о влиянии природных объектов на живую и неживую природу, наблюдения за чистотой осадков |
речевое развитие | обогащение словарного запаса детей за счет введения в него новых слов: названия объектов, заучивание потешек и т.д. |
художественно-эстетическое развитие | использование педагогами НОД по изобразительной деятельности для пополнения альбомов "Погода", "Времена года" |
Данная работа позволит:
1)обеспечить систему организации работы педагогов по экологическому воспитанию старших дошкольников в процессе работы на метеостанции
2) повышение интереса детей к посещению объекта «Наша метеостанция».
Разработанные перспективный план работы и картотеки дидактических игр позволяют систематизировать работу педагогов ДОУ, которые будут их использовать в своей работе.
Я считаю, что данный материал поможет педагогам организовать образовательный процесс в форме увлекательной, совместной партнерской деятельности с детьми, которая будет способствовать их разностороннему развитию.
Перспективный план на метеостанции с детьми старшего дошкольного возраста
Данный мастер-класс позволяет достичь следующих эффектов:
- у педагогов ДОУ наметилось повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам экологического воспитания дошкольников в процессе работы на метеостанции. Педагоги стали чаще посещать данный объект совместно с детьми, что говорит об их заинтересованности данной темой работы.
- повышения качества построения образовательного процесса по экологическому воспитанию в процессе работы на метеостанции
- вовлечение родителей в образовательный процесс
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
00:15 Пономарёва Светлана Викторовна
01:43 Мельникова Екатерина Александровна
14:15 Галкина Ирина Анатольевна
00:09 Мельникова Екатерина Александровна
09:37 Битюкова Галина Анатольевна
00:10 Мельникова Екатерина Александровна
23:18 Лисовская Татьяна Ивановна
00:11 Мельникова Екатерина Александровна