Использование различных приемов и форм групповой работы при проведении внеклассных занятий по экологии в начальной школе
Васильева Наталья Евгеньевна МОУ "Ронгинская средняя общеобразовательная школа" Советского района республики Марий Эл, учитель начальных классов высшей категории.
Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за то, что Вы решили посмотреть мой мастер - класс. Считаю, что использование групповой технологии при работе с детьми оправдывает себя и помогает учителю достить желаемого результата с наименьшей затратой сил. Верю, что мой мастер - класс поможет Вам в решении каких - то Ваших задач в достижении желаемых целей. Желаю Вам удачи, творческих успехов и любознательных учеников! С уважением Наталья Васильева |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Л. С. Выготский
Не секрет, что современные дети многие не хотят учиться, не самостоятельны, пассивны, не умеют и не хотят общаться друг с другом. И перед каждым педагогом стоит вопрос: «Что же надо изменить в обучении, чтобы это вызывало интерес у ученика, приучало его к самостоятельному подходу в освоении нового, помогало в решении проблем личностного роста, способствовало межличностному общению?» Ориентация на такого ученика и побуждает меня, как учителя, к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса. Я считаю, что достижению этой цели в полной мере поможет учителю использование на своих уроках и внеклассных мероприятиях приемов и методов групповой технологии.
Групповая технология - это форма организации детей для коллективной выработки решения с использованием методов интенсивной мыслительной деятельности.
Опыт организации групповой формы деятельности является, на мой взгляд, актуальным и перспективным.
Работа в группе помогает:
во-первых, повысить интерес к учению, выработать положительное отношение к нему, и как следствие, улучшить показатели учебы, что ведет к повышению самооценки ученика. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, хорошему соперничеству, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу.
во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Люди, умеющие работать в группе, более дружелюбны и менее агрессивны, они больше склонны прощать другому человеку его недостатки. Дети, приученные работать по групповой технологии, легко признают вклад других в общее дело, лучше осознают неизбежность различий между людьми, умеют распределять обязанности, быстро и качественно выполнять свою часть работы.
в-третьих, в процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение, преодолевать противоречия между людьми, чтобы добиться большего взаимопонимания. У детей исчезает апатия и безразличие, появляется заинтересованность в выполнении общего дела, и развивается творческая активность, самостоятельность, самокритичность, исчезает самолюбование, конфликтность отношений и эгоизм. Кроме того педагог выявляет и лидерские качества у своих учеников, ответственность, умение оценить свои способности и возможности, дети начинают понимать лучше друг друга и самих себя, а учитель получает возможность на практике осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
Не этого ли так нам недостает в нашем современном обществе?
Ниже я привела пример использования приемов групповой технологии во внеурочном занятии по экологии. Здесь Вы найдете, на мой взгляд, интерсные формы проведения внеклассных мероприятий и занятий внеурочной деятельностью. Они универсальны для всех возрастов и групп обучающихся.
В разделе "Дидактический материал" Вы можете познакомиться с различными дидактическими играми экологической направленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Савушкина Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. – 2008.–№ 4.
2. Кузнецова И.В., Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.
3. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000
4. Цукерман, Г.А., Зачем детям учиться вместе?/ Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение,1985.
5. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997
Надеюсь, что мастер - класс оказался для Вас полезен. Готова ответить на Ваши вопросы.
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
22:11 Шабанова Екатерина Владимировна
21:47 Смирнова Эльвира Худаёровна
00:21 Васильева Наталья Евгеньевна
00:30 Тимошенкова Людмила Ивановна
00:27 Васильева Наталья Евгеньевна