МАТЕМАТИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Логинова Татьяна Витальевна учитель математики I категории МБОУ "Ильинская основная школа" (Нижегородская обл.)
|
Уважаемые коллеги!
Предложенный Вашему вниманию мастер-класс поможет педагогу посредством внеурочной деятельности возбудить интерес ребенка к предмету, мотивировать его на дополнительные занятия математикой. Буду рада, если мой опыт окажется кому-то полезным.
Пояснительная записка.
Согласно требованиям ФГОС современная школа должна сформировать у выпускника ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Это один из личностных результатов, закрепленных в Федеральном государственном стандарте. В предметных результатах также прописано требование сформировать представления о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Кроме уроков математики достижению поставленной цели способствует и внеклассная работа по предмету, которая является неотъемлемой частью общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Справедливости ради надо сказать, что и до внедрения ФГОС внеклассная работа в школе велась, поэтому учителями накоплен богатый опыт. Вместе с новыми веяниями она обогатилась новыми формами и новыми подходами, чем и хотелось бы поделиться с коллегами.
Цель мастер-класса: обобщить опыт внеклассной работы по математике в свете его применения во внеурочной деятельности.
Методический материал.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.
Можно выделить три вида внеклассной работы:
1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.
2. Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.
3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики. Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся, то это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера.
- развитие и углубление знаний по программному материалу;
- привитие им навыков исследовательской работы;
- воспитание культуры математического мышления;
- развитие представлений о практическом применении математики;
- Математический кружок.
- Факультатив.
- Турниры, конкурсы, викторины.
- Математические олимпиады.
- Математические дискуссии.
- Неделя математики.
- Школьная и классная математическая печать.
- Изготовление математических моделей.
- Математические экскурсии.
- Проектная деятельность по математике.
- Исследовательская деятельность по математике.
- Общественный смотр знаний.
- Научно-практические конференции.
- Участие в кружках, ИГЗ, факультативах.
- Четвертная оценка, переведённая в «акции».
- Участие в школьной олимпиаде.
- Участие в районной олимпиаде.
- Проведение открытого урока в дни самоуправления.
- Проведение или участие во внеклассных мероприятиях.
- Участие в дистанционных, заочных турнирах, олимпиадах, конкурсах.
- Участие в научно-практических конференциях.
- Математический турнир среди победителей акции младшего, среднего, старшего звеньев.
Акции имеют разные достоинства. На обратной стороне каждой акции задание – нарисовать рисунок не отрывая карандаш от бумаги. (Приложение 5)
Начисление акций:
Четвертная оценка:
“3” – 1 балл,
“4” – 2 балла,
“5” – 3 балла,
За участие в мероприятии – 1 балл,
За победу – 2 балла,
Активные зрители – 2 балла.
Викторина и олимпиада по схеме:
% выполнения | 1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | 21-25 | 26-30 | 31-35 | 36-40 | 41-45 | 46-50 |
баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
% выполнения | 51-55 | 56-60 | 61-65 | 65-70 | 71-75 | 76-80 | 81-85 | 86-90 | 91-95 | 96-100 |
баллы | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Викторина вывешивается в специальном месте сроком на 1 неделю в рамках недели математики. (Приложение 2)
На мой взгляд, одним из наиболее захватывающих мероприятий был “Морской бой” между командами старшеклассников и учителей. Ярко и познавательно прошла “Математическая гостиная” для учащихся младших классов. (Приложение 6) (Приложение 7) Старшеклассники приняли активное участие в конкурсе презентаций о великих математиках. Эффективно проходят смотры знаний с родителями. Это своего рода экзамен по одной теме (как правило, по геометрии). Ученик выбирает билет, на котором 2 теоретических вопроса и две задачи на готовых чертежах. На «5» достаточно верно ответить на вопросы теории и решить одну задачу, вторую – на дополнительную оценку. Решение задачи показывается на экране с помощью инструмента «карандаш» в презентации (Приложение 4, Приложение 4.1). Вопросы теории из листа контроля, с которым учащиеся знакомятся заранее (Приложение 4.2). Родители наблюдают, выставляют оценки в оценочном листе. (При желании можно предложить родителям самостоятельно ответить на какой-то из билетов)
Уже несколько лет весной в школе проходят научно-практические конференции, на которых учащиеся школы делятся результатами учебных проектов. Лучшие работы направляются на районную конференцию.(Приложение 8), (Приложение 9)
По итогам недели математики и других внеклассных мероприятий выявляются победители по сумме баллов в каждой группе учащихся: 1–4 кл, 5–7 кл, 8–9 кл, 10–11 кл. Победители встречаются на последнем этапе. Последний этап проводится весной и выявляет лучшего математика школы в текущем учебном году. Проходит этот этап в виде математического турнира для четырёх участников. Для каждого из них приготовлены задания (Приложение 3) Турнир длится 1 час. Итоги подводятся по количеству правильно решённых задач.
Кроме основной премии “Лучший математик” предусмотрены и поощрительные:
1. Математический Огонёк
(за умение зажечь своим интересом других)
2. Юный Педагог-математик
(за умение передать свои знания другим)
3. Математический Почемучка
(за огромное желание познать неизвестное)
Победители получают дипломы разного достоинства и памятные подарки. (Приложение 5)
Методические рекомендации по работе с материалами.
Представленные материалы будут полезны, прежде всего, начинающим педагогам. Но и коллеги со стажем могут найти интересные идеи. Молодые коллеги могут посмотреть, с чего начать. Для опытных коллег будет полезным взгляд на свою работу под другим углом. Следует отметить, что в больших школах отслеживать успехи каждого ученика в течение всего учебного года, вероятно, затруднительно, в небольших сельских – значительно легче. Однако, именно, мониторинг достижений является составной частью системы оценивания достижения планируемых результатов, согласно ФГОС.
В приложениях собраны примеры, которые помогут составить самостоятельно материал для подобной работы. Так, в Приложении 7 представлены фотографии, где можно посмотреть примерное оформление и костюмы участникоа математической гостиной; в приложениях 4, 4.1, 4.2 - материал для смотра знаний маленького класса восьмиклассников - всего для 10 учеников. А дальше - Ваше творчество. Но и с этим запасом материалов можно интересно организовать внеурочную деятельность по математике.
Используемые источники информации.
1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
3. http://открытыйурок.рф/
Скан-копия рецензии
Коллеги!
Желаю творческих успехов, пытливых и благодарных учеников!
Готова ответить на интересующие Вас вопросы.
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
21:07 Куприянова Елена Львовна
20:48 Курушин Павел Дмитриевич
21:01 Битюкова Галина Анатольевна
23:56 Логинова Татьяна Витальевна
00:05 Логинова Татьяна Витальевна
00:01 Чижова Альбина Витальевна